Версия для слабовидящих
Logo
1 Зимний пейзаж

О проекте

Тысячи почитателей гения Лермонтова ежегодно приезжают в «Тарханы» поклониться памяти поэта. С размещением представительства музея в сети Интернет возможность познакомиться с музеем, появится у еще большего количества людей.
Меню
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Публикации
  • Услуги
  • Премии и конкурсы
  • Пушкинская карта
  • Медиа
  • Доступная среда
  • Схема проезда
Купить билет
Оценить работу музея-заповедника «Тарханы»

Программа мероприятий на декабрь

  • Главная
  • ›
  • Публикации
  • ›
  • Публикации
  • ›
  • 2022 год
  • ›
  • Кто построит храм-цветок

Кто построит храм-цветок


Пензенская ПРАВДА, Вт. 14 июня 2022 №23, Откровения звездного неба, статья С.Н. Февралевой

Я всю жизнь фанатею по мистике в жизни и творчестве Лермонтова. Особенно когда прочитала «Розу мира» Даниила Андреева, где о Лермонтове: «...Я знаю, что теперь он – одна из ярчайших звезд в Синклите России, что он невидимо проходит между нас и сквозь нас, творит над нами и в нас, и что объем и величие этого творчества непредставимы ни в каких наших предварениях»

Светлана Февралева, заместитель редактора газеты «Пензенская правда», Пензенская область

А потом Мережковский: «Когда я сомневаюсь, есть ли что-нибудь кроме здешней жизни, мне стоит вспомнить Лермонтова, чтобы убедиться, что есть. Иначе в жизни и в творчестве его все непонятно – почему, зачем, куда, откуда – главное, куда?»

А еще Борис Чичибабин, который приезжал к нам на праздник поэзии и читал:
Никнет ли, меркнет ли дней синева – на небе горестном.
Шепчут о вечном родные слова маминым голосом.
Что там – за бездною судеб и смут, ангелы, верно, там?
Кто вы, небесные, как вас зовут? – Пушкин и Лермонтов.

Небесные... Но поговорить на эту тему особо было не с кем – много кругом реалистов.
   И вот в одну из поездок в музей-заповедник «Тарханы» я встретилась с Геннадием Валентиновичем Сальковым. Главный художник, муж директора Тамары Михайловны Мельниковой, автор огромной серии тарханских пейзажей...
   Мы шли по главной улице села Лермонтово (Бугор называется), соединяющей церковь Михаила Архангела и усадьбу.
– А знаете, какая здесь особая энергетика! Над территорией усадьбы и селом как будто столб стоит. Сколько раз я наблюдал: идут грозовые тучи и, достигнув невидимой черты, растворяются. А вон на той возвышенности хорошо бы поставить храм. Мой собеседник остановился, достал блокнот и набросал карандашом узкую пирамиду. Она должна раскрываться, как цветок, чтобы люди молились прямо под небом.
   Мы подходили к склепу, где многие годы в открытом доступе стоял цинковый саркофаг, внутрь которого был положен гроб с телом Лермонтова, когда его везли из Пятигорска в Тарханы.
   Он  был захоронен неподалеку от церкви, рядом с могилой матери, а позже над этим местом возвели часовню. И так было до 1939 года, пока в процессе создания музея кому-то не пришло в голову раскопать саркофаг, превратив часовню в мавзолей. Только в 2013 году восстановили исторический вид захоронений в соответствии с православной традицией. А главное, во имя поэта, который желал «забыться и заснуть», а не быть на всеобщем обозрении.
   Геннадий Валентинович сказал:
   – Когда это случилось, я затосковал. Как будто источник какой-то энергии закрылся. Работать не мог. Меня это поразило больше всего. Я подозревала, что художники чувствуют тонкий мир, а может, и видят. Стало ясно, почему Геннадий Валентинович искал особую технику для передачи НЕЖНОСТИ (сам так сказал) тарханских пейзажей – может, он видит пространство через эти тонкие вибрации?
   Его пейзажи в технике пастели – чуть размытый мир, проступающий как бы через тончайшую пленочку... Все живое, все пульсирует – деревья, пруды, дома.
   Была свидетелем, как на выставке этих чудесных работ мальчик лет семи ходил, ходил, а потом многозначительно сказал:
– Этот дядя умеет рисовать туман.
   Туман, правда, был на нескольких пейзажах, но мне показалось, что ребенок почуял другое – детям тоже дано видеть тонкий мир.

В ту встречу с Геннадием Валентиновичем времени на разговор было мало. Мне хотелось приехать к нему еще раз, чтобы написать очерк. Случай предоставился в этом году – Салькову исполнялось 80. На этот раз мы беседовали долго и обстоятельно. Кстати, получила небольшой урок. Перед отъездом в «Тарханы» один коллега (из другого издания) попросил задать герою определенные вопросы, чтобы по ним он потом написал материал. Оригинально!
   Я хмыкнула про себя, но не отказала.
   Первым был такой вопрос: «Расскажите про свое детство». Меня убей, я так в лоб не спрошу. Всегда это казалось мне каким-то кондовым. Но раз обещала...
   Не сразу, но герой мой разговорился о детстве.
   И это был огромный мир, который подсказал мне очень многое в понимании человека. Теперь не буду гнушаться. Я всегда и на диктофон пишу, и в блокнот – от страха, что первый сломается. Так вот мой маленький походный блокнотик был весь исписан. Диктофонная запись не понадобилась. Да и в блокнот я не очень заглядывала, потому что все вошло в ум и сердце.

Не знаю, как для кого, а для меня самое напряженное – выстраивать материал, переваривать факты и впечатления.
   «Переваривать» – очень хороший термин, я его позаимствовала у Германа Гессе. Один из его героев читает газетную колонку и думает о безответственном авторе, который не только не переварил факты, но даже не смочил их слюной!
   Как-то на планерке поделилась с коллегами, теперь одна журналистка, когда сдает мне материал, говорит: – Я смочила, смочила.
   Ну, молодец.
   Правда, иногда бывает, что материал выстраивается подспудно, где-то там, в недрах сознания. Садишься писать – и он льется.
   С очерком о Салькове я не то чтобы помучилась, но мозги трещали. Большая жизнь большого человека. Художника.

Зато когда я послала ему очерк на просмотр, он позвонил и сказал:
– Вы меня раздели, – и, судя по тону, не был против.

   А позже одна сотрудница музея подскочила ко мне со словами:
– Вы знаете, что произвели фурор? Геннадий Валентинович – очень закрытый человек, мы все о нем узнали из вашего материала.
   Узнали, да не все. За кадром остался наш разговор о Боге. Я и сейчас не хочу раскрывать карты. Только один эпизод.
   С огромным волнением Геннадий Валентинович поведал о случае, свидетелем которого была бабушка его знакомой. В детстве она и ее братик увидели чудесную картину в небе над головой. Прибежали домой, рассказали маме, а та спокойно объяснила: «Это Богородица объезжает свои владения».

...И вот когда материал уже вышел, я поехала в «Тарханы» праздновать юбилей своего героя.
   Мы сидели за столом, и гости один за другим говорили тосты. Все восхваляли пейзажи виновника торжества, хотя перед застольем он показал нам свои новые работы, которые в очерке я называю гениальными.
   Было досадно, потому что я видела и чувствовала, что Геннадию Валентиновичу неинтересно: пейзажи для него в прошлом, он ждет откликов на новые работы, в ауре которых находится! Ну я, конечно, сказала о значимости его духовных творений.
   А потом начались танцы. Кто-то вытащил в круг Геннадия Валентиновича. Он , большой и чуточку неуклюжий, переминался с ноги на ногу с отсутствующим видом. И когда я оказалась рядом, начал сбивчиво рассказывать историю того видения Божьей Матери. Гремела музыка, я половину слышала, половину нет, но понимала, что человек так глубоко погружен в эту историю, что даже в такой день не может переключиться.
   Так он и стоял среди танцующих, и в его глазах была мука – мука рождения замысла, неуверенности, сомнений и... обреченности. Он  уже не мог ни остановиться, ни свернуть в сторону.
   Я лепетала что-то о больших замыслах, которые начинаются с «ой, не получится», потом следует «дай-ка попробую», а потом все получается. Но он не слышал или не слушал и продолжал смотреть внутрь себя.
   Это было 9 июля.
   По дороге домой я думала о том, что пройдут годы, и он все-таки напишет эту картину. Но!
   27 сентября Геннадий Валентинович прислал мне по ватсапу свою новую работу с указанием размера – 57 на 81 – и таким сообщением: «7 лет отдал этой маленькой картинке. Закончил 2 недели назад.
   ОНА сжалилась надо мной, отпустила».
   На «картинке» изображение поля, по которому бегут девочка с мальчиком, задрав головы, и небо...
   Ну, вы все поняли. Теперь вот думаю, за что же Мастер возьмется дальше. Может быть, начнет строить храм-цветок?
   А материал у меня есть... И он меня не отпускает.

Светлана Февралева: Кто построит храм-цветок. Журналистика и медиарынок. 9 – 10/2022 Светлана Февралева: Кто построит храм-цветок. Журналистика и медиарынок. 9 – 10/2022

Нажмите для просмотра в хорошем качестве

Также по теме:
  • Откровения звездного неба
  • Хождение по горизонту
  • Кто построит храм-цветок
  • Он живет и работает в Лермонтовских Тарханах
  • «Мой дом везде, где есть небесный свод…»
‹ Назад

Категории


  • Шкатулка с сюрпризом
  • Откровения звездного неба
  • «Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль»
  • Хождение по горизонту
  • Смотрит умно и внимательно в нашу жизнь его строка
  • Бабушки Лермонтова
  • «Одинок я – нет отрады…»
  • Он живет и работает в Лермонтовских Тарханах
  • Сотни пензенцев стали гостями традиционной ярмарки в «Тарханах»
  • Russian House Hosts Successful Remembrance Of Poet Mikhail Lermontov's Birthday
  • На языке жестов
  • Тарханы: родные все места
  • За возвышение души человека
  • Кто построит храм-цветок
  • «Музыка моего сердца...»
  • «При свете трепетном лампады образной…»
  • «Живи такая, какая есть!»


Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1
Телефон: 8 (84153) 35601, 8 (937) 4035031
e-mail: mustarhany@mail.ru
ИНН 5810001139
Порядок обработки персональных данных
Политика конфиденциальности
Способы оплаты

Дорогие друзья! Нам важно знать ваше мнение о качестве оказываемых услуг. Будем признательны, если найдется пара минут для вашей оценки.

Отсканировав QR-код, вы сможете оценить качество услуг и оставить свое обращение


Карта сайта

  • Главная
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Пушкинская карта
  • Выставки
  • Медиа

Поиск

Социальные сети

План усадьбы

План усадьбы Скачать карту (JPG-286 Кбит)

 
© Музей-заповедник "Тарханы".
Разработка сайта – WAYDEV
Логотип радиостанции Орфей
Год театра в России
Ссылка на сайт Объясняем.рф
Логотип добровольцыроссии.рф