К 80-летию художника Геннадия Салькова, почетного члена Российской академии художеств
ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Именно таким в конце прошлого века в Тарханах я впервые увидел Геннадия Валентиновича Салькова. Правда, не знал еще, кто он такой. Просто, когда по долгу службы приезжал делать телевизионную программу «"Тарханы" c Тамарой Мельниковой», встречал на дорожках Лермонтовского музея-заповедника «человека на велосипеде». Так я называл его для себя. И, признаться, долго c ним не был знаком. Ехал он всегда медленно, чинно, спокойно осматриваясь по сторонам – будто проверял: все ли на месте? Хотя было видно, что поездка эта – не только прозаический способ добраться до определенного места, но и явное удовольствие. Лицо велосипедиста было довольным и доброжелательным. Оказалось, он направлялся в свою мастерскую: это был художник Геннадий Сальков, который теперь уже более полувека, c 1968 года, живет в Лермонтовских Тарханах. Велосипед, который он впервые оседлал лет в двенадцать, всегда был его любимым средством передвижения. Мне кажется, в этом факте есть некая разгадка характера моего героя: для меня «человек на велосипеде» – человек, который никуда не спешит, любит созерцать, размышлять, философствовать, если хотите. Таким и должен быть настоящий художник!
Принято считать, что детство человека во многом определяет его судьбу, характер, задает вектор развития. Поэтому я очень удивился, когда узнал, что родился Гена Сальков под грохот снарядов: 1 июля 1942 года в Сталинграде был ад. Но его мама Елена Алексеевна и отец Валентин Васильевич сумели благополучно эвакуироваться на Урал, а после войны вернулись в родной Орел. Там, на окраине города, в доме деда впервые и возникло желание рисовать. Казалось бы, именно война должна была стать главной темой для юного художника. Но самому мальчику не хотелось рисовать ни танки, ни самолеты... Тогда что?
![Геннадий Сальков](https://live.staticflickr.com/65535/52242042023_f56c9865ca_o.jpg)
САЛЬКОВ Геннадий Валентинович. Художник-график, пейзажист, член Союза художников России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии им. М.Ю. Лермонтова, почетный член Российской академии художеств. Родился 1 июля 1942 года в Сталинграде, детство провел в Орле. Окончил ПХУ имени К.А. Савицкого. С 1968 года – научный сотрудник Государственного лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Автор более 90 живописных и графических работ, которые входят в постоянные экспозиции музея-заповедника «Тарханы», а также демонстрировались на выставках в Москве и Пекине, Орле и Саратове, Санкт-Петербурге и Киеве, Тамани и Астане.
ДВОРЫ, ОВРАГИ, ПЕРЕУЛКИ...
На первом и робком акварельном рисунке появился... цветочек! Не великолепная роза, не гордый гладиолус, не утонченный ландыш. Неброский небольшой цветочек. Скорее всего, по воспоминаниям самого художника, это была цветущая фасоль, которая естественно вписывалась в местность c ее заросшими лебедой дворами, старым парком, сырыми оврагами, тихими закоулками, ветхими деревянными домами. Все в нехитром, бедном послевоенном быте было просто. Но остается только догадываться, сколько прекрасных чувств и эмоций подарила эта городская окраина юному художнику! Именно там он учился наблюдать жизнь. Именно там и тогда, думаю, начало формироваться умение подмечать и поэтизировать простое, обычное, неброское.
Уже в первом классе любовь Гены к рисованию была замечена, и мама по совету учительницы отвела его в кружок рисования Дома пионеров. Имя своего первого наставника Геннадий никогда не забывал: Владимир Николаевич Вырыпаев. В памяти он остался стройным и красивым мужчиной, когда-то служившим на флоте. Дети любили его за военную выправку и строгость, гурьбой провожали до дома. Так и появилась мечта стать настоящим художником, научиться писать картины, как Брюллов или Репин. Никак не меньше. С тех пор больше ни о чем и не мечталось!
ТАРХАНСКИЙ ХУДОЖНИК
С шестнадцати лет, c 1958 года, Геннадий Сальков – студент Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. После завершения учебы он, как это часто бывает, и учитель рисования, и оформитель на заводе, и специалист по промышленной эстетике в НИИ... Но пришел 1968-й, который навсегда определил будущее Салькова: он стал научным сотрудником музея-заповедника «Тарханы». Главной темой творчества теперь являлась «страна поэта».
У Геннадия Салькова совершенно бессмысленно спрашивать о его любимых местах в Тарханах. Всегда один и тот же ответ: «Люблю всю усадьбу, все места хорошие, куда ни встанешь – перспектива». И мне очень понятны эти, казалось бы, общие слова. Так бывает тогда, когда любовь истинная, всеобъемлющая. Ведь не скажешь о человеке – люблю за глаза, губы или руки. Так же глубоко любит Геннадий Валентинович и свою жену, c которой прожил в Тарханах долгую и счастливую жизнь, – Тамару Михайловну Мельникову. Обожаю ее портрет, выполненный супругом.
Есть у Салькова и целый ряд прекрасных портретов его коллег и современников. Но главная любовь художника, на мой взгляд, – пейзаж. Непросто было подобраться к такому способу изображения тарханской местности, чтобы на картине она оставалась живой. Чтобы не исказить нежные краски средней полосы России, пробовал Геннадий Валентинович и масло, и акварель, и темперу. Но выбрал пастель – технику редкую и очень капризную, требующую большого мастерства и вдумчивого подхода. Таков и сам художник – человек основательный, надежный, думающий и даже мудрый. И беззаветно любящий предмет своего творчества, Лермонтовские Тарханы. Его пейзажи – своеобразная тарханская энциклопедия: вот бывший барский дом, вот сельская церковь Архистратига Михаила, а вот домовая, Марии Египетской... Воспевает художник и окрестности, Долгую и Дубовую рощи, Арсеньевский лес. А все потому, что любит и знает историю села. По воспоминаниям старожилов, именно в Дубовую рощу крестьяне ходили гулять на Троицу. Всей деревней – на Семик. И впереди всех – Михаил Юрьевич... Без этой памяти и любви к истории родных для него Тархан художник Сальков вряд ли бы состоялся.
ВСЛЕД ЗА ЛЕРМОНТОВЫМ
Чувство великого поэта по отношению к родным местам рождало стихи:
Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день,
Укрывшися лесов в таинственную сень,
Или под ветвями пустынныя рябины,
Смотреть на синие, туманные равнины.
Любовь Салькова к лермонтовским местам рождает потрясающие по красоте пейзажи: «Весна в Апалихе. Речка Марарайка», «Апалиха», «Дорога». Для Геннадия Валентиновича эта работа – не выход на пленэр. Это жизнь. Он c Тарханами в любое время года, в любой день, в любое время суток. Поэтому и наслаждаемся мы картинами c говорящими названиями: «Рассвет», «Утро», «Полдень», «Вечер», «Лунная ночь», «Начало марта», «Август», «Октябрь». Перебор? Отнюдь. Просто каждая минута художника наполнена любовью к Тарханам. В этом, я считаю, и философия его творчества, и основное предназначение: воспеть страну великого Лермонтова. И землю тарханскую, и тарханское небо. «В Тарханах мы ходим по горизонту», – говорит Сальков. И действительно, небо привлекает его ничуть не меньше, чем земля. Кто-то даже считает, что именно небо – главный герой пейзажей, главная любовь художника. И любви этой уже более полувека!
Только за последние годы выставки работ Салькова побывали в лучших музеях Москвы и Санкт-Петербурга, Тулы и Твери, в музеях и учебных заведениях Пензы. Они проходили и за рубежами нашей Родины: в Китае, Болгарии, на Мальте. Творчество Геннадия Валентиновича очень любили поэт Андрей Дементьев, певец Иосиф Кобзон, министр культуры Соколов, художник Виктор Пензин... Профессор и академик живописи Эдуард Дробицкий называл его «художником от Бога». Всех почитателей таланта Салькова не перечислить. Пожалуй, точнее многих выразила свое восхищение лермонтовед Ираида Усок: «Пейзаж – один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе. Только переживаемое впечатление рождает произведение, в котором зритель вслед за художником может увидеть в давно знакомом и будничном нечто поразительно новое и волнующее».
ОН ЖИВЕТ И РАБОТАЕТ В ЛЕРМОНТОВСКИХ ТАРХАНАХ...
Салькова в Тарханах пленяет все: и степные просторы, и необыкновенной синевы небо, и вековые деревья, и полевые цветы, и укромные тропинки старого сада... Однако он не только тонкий художник, но и упорный реставратор. Одним из моих самых ярких впечатлений стало наблюдение за работой по реставрации одной из старинных икон. Обычно немногословный, даже молчаливый, c огромной любовью, выразительно Геннадий Валентинович рассказывал о своей деятельности в этом направлении. Сколько картин и икон спас художник, набиравшийся знаний в мастерской Грабаря! И все же самый ценный для Салькова опыт – восстановление живописного полотна «Кавказский вид близ селения Сиони», когда он открыл для себя Лермонтова-художника. И поставил его на один уровень c великими живописцами. И это только по одной картине, которая висит в бывшем доме бабушки поэта. Целый год научно-технический реставрационный совет при проектных мастерских ломал голову над секретами гениального видения. Но Геннадий Сальков сформулировал свое понимание: «В картине все кажется просто. Просто, как в природе. Сложно, как в природе».
В активе художника есть и экспозиционные проекты по церкви Преображения Господня в музее-усадьбе Радищева, дому-музею Куприна в Наровчате. Экспозиционная работа в Тарханах, которой Сальков отдал немало времени, отмечена премией Правительства России. А ведь это -сверхсложная задача: сделать интерьер экспозиции наряду c отреставрированными памятниками и восстановленной природной средой единым «эмоционально переживаемым пространством». «Разговорить вещную среду» – такую задачу поставил автор и великолепно справился c ней! А ведь это среда XIX века, язык вещей того времени многим в нашем веке непонятен. Однако Сальков давно считает: «нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди».
Особое место в жизни и творчестве художника занимают размышления о сути бытия, о душе, о Боге. Макрокосм, пронизывающий личное бытие, – вот загадка, которую автор стремится разгадать в живописных полотнах «Христос в пустыне», «Вознесение», «Христос, несущий крест на Голгофу», «Адам и Ева», «Мадонна c младенцем». Исследователи творчества Геннадия Салькова определяют его метод как «попытку достижения гармонии в соединении земного и небесного». Надо подчеркнуть, что это не «перепев» известных тем, образов и сюжетов. Персонажи Библии, увиденные Сальковым, совсем не похожи на канонические изображения: Адам, Ева, Богоматерь живут на картинах в некоем одухотворенном космосе. Они действительно небожители! И когда мы рассматриваем работы этого цикла, понимаем, что творческие искания автора сопряжены c ежедневным и тяжелым духовным поиском. Быть может, как раз это и характеризует настоящего Художника: оставаясь песчинкой Вселенной, он в творческом полете становится ее со-творцом. Не услышав этой музыки Высших сфер, вряд ли можно стать таким тонким, вдумчивым, поэтичным, любящим. Таким, как член Союза художников России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии имени Лермонтова, почетный член Российской академии художеств Геннадий Валентинович Сальков.
Борис ШИГИН,
при содействии Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»