Поиск и сбор предметов старины в фондовые коллекции музеев – это не заметная миру работа. Но сегодня мы приоткроем завесу тайны
Одна из форм нашей работы – взаимодействие с коллекционерами. Это особая каста людей – образованных, знающих, имеющих вкус и связи в определенных кругах. Каждый из них на протяжении всей своей жизни собирает предметы старины. Некоторые владеют бесценными сокровищами.
В представлении многих из нас образ коллекционера перекликается с образом скупого рыцаря, чахнущего над златом. Наверное, есть и такие, но мне лично везет на замечательных людей.
«Еду с подарком!»
С Андреем Леонидовичем Кусакиным мы сотрудничали почти 20 лет и скомплектовали в фондовое собрание музея-заповедника «Тарханы» много интереснейших экспонатов.
В 2003 году он позвонил и сообщил, что 7 ноября с группой друзей приедет в «Тарханы», хочет сделать нам подарок и просит назвать, что конкретно необходимо музею.
Мы быстро сориентировались и сказали, что у нас есть икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» из тарханского барского дома, после реставрации она помещена в комнату М.Ю. Лермонтова, а вот киота для нее в фондах не оказалось.
7 ноября мы встретились с Андреем Леонидовичем. Он привез ампирный киот красного дерева, лампадку в комплекте с цепочкой и подвесом. Все это сам смонтировал и попутно провел мастер-класс, как лучше закрепить икону в киоте.
Сделал это не поучая, ненавязчиво, очень легко и как-то по-особому, как он делал все, – с удовольствием и доброжелательно.
Так началось наше знакомство, переросшее в дружбу.
Секрет пышной юбки
Андрей Леонидович был необыкновенно приятным в общении, доброжелательным и отзывчивым, многим помогал. Профессионал высокого класса, являлся представителем в России IMCOS – Международного общества коллекционеров карт (Лондон). Подготовил первую в России выставку гравированных географических карт России XVII—XVIII веков из своего собрания (в музее им. А.С. Пушкина). Являлся членом-учредителем московского Клуба коллекционеров изобразительного искусства и т.д.
Мы многому учились у Андрея Леонидовича. Он хорошо знал вещи, никогда не передавал их в музей без атрибуции или в неприглядном состоянии (многие считают, что для старинной вещи быть грязной и рваной незазорно). Считал, что каждая вещь должна храниться там, где она нужнее, где будут ее показывать, рассказывать о ней.
Расскажу об одной истории. Как обычно, будучи в Москве, встречаюсь с Андреем Леонидовичем. Он показывает мне листы из альбома «Живописные представления нравов, обычаев и развлечений русских...» Джона Августина Аткинсона, английского художника первой половины XIX века.
Я, конечно, отбираю для музея все, поскольку материал и редкий, и интересный, и востребованный, и временной. И тут Андрей Леонидович достает еще несколько листов – большие, яркие, изображающие русские праздники и гуляния. На одном, поменьше других, я вижу картинку катания на качелях и ахаю.
Дело в том, что мы в своих реконструкциях праздников часто используем катание на качелях. И все время думаем, как же в старину девушки в широких сарафанах взлетали на доске к небу, раскачиваемые дюжими парнями? А тут вижу: юбка у девушки перевязана лентой пониже колен.
Вот так просто!
Но коллекционер отказывается продать гравюру, мол, это мой золотой запас, использую для выставок. Видя мое разочарование, спрашивает: «А чем вам дорог именно этот лист?» Излагаю историю с юбками, и он вдруг меняет свое решение: «Берите, уж очень вкусно вы рассказываете».
«Еще не налюбовался»
В другой раз Андрей Леонидович приглашает и с тихой, сдержанной гордостью показывает найденный им предмет – набор для занятий миниатюрной живописью акварелью и гуашью 1830-1840-х годов, изготовленный во Франции.
Я говорю: «Как это хорошо, ведь Михаил Юрьевич был замечательным художником, мы любим показывать посетителям его работы, нарисованные акварелью и гуашью, но при этом в музее нет даже простой кисточки лермонтовского времени!».
А.Л. Кусакин выслушивает мою восторженную тираду и тихонечко говорит: «Вы знаете, я сам еще не налюбовался». Остается выразить просьбу сообщить мне непременно, когда он налюбуется.
Спустя некоторое время мы становимся счастливыми обладателями редкостного предмета, замечательного памятника художественной культуры второй четверти XIX века – периода расцвета «комнатного» творчества, в том числе миниатюрной живописи.
Набор настолько красив и изящен, что, помимо своего функционального предназначения, вполне мог служить украшением дворянского интерьера. Комплект очень хорошо сохранился, не пострадали даже акварельные краски и фарфоровые баночки для гуаши с названиями цвета красок на крышках. Утрачен только один предмет: судя по форме предназначенного для него углубления, это маленький мастихин.
Говорящие предметы
Андрей Леонидович очень любил необычные, интересные предметы, вышедшие, как правило, из обихода. А мы любим эти милые вещицы показывать, они вызывают большой интерес у наших современников, ведь зачастую именно бытовые мелочи ярче рисуют характер эпохи.
Фишки для карточной игры, весы аптекарские, всевозможные шкатулки, складная линейка-аршин, печатка из горного хрусталя на подставке, комплект курительных трубок в сборе с мундштуком, шнуром, кольцами для подвески и т.д. в угловой подставке с двумя табачницами (такого нет ни в одном музее России) побывали во многих музеях страны.
...Однажды от Андрея Леонидовича привожу несколько предметов, в их числе шкатулку. Мы вместе все упаковывали. Он звонит, спрашивает: «Вы вещи посмотрели?» Отвечаю, что пока руки не дошли, а сама думаю: почему он так беспокоится? Эти предметы я отбирала, хорошо их знаю. Наконец, стали разбирать посылку, а из нее сыплются конфеты. Вот почему он спрашивал! Это было очень трогательно.
Сегодня Андрея Леонидовича нет с нами, он ушел из жизни в 2020 году. Тем дороже нам те предметы, которые мы получили из его рук. А таковых в нашем фонде 296.
Вера УЛЬЯНОВА, главный хранитель фондов музея-заповедника «Тарханы».
Фото предоставлены музеем.