На протяжении последних нескольких лет главные августовские праздники, медовый, яблочный и ореховый Спасы, в музее-заповеднике объединяют в одно событие, которое отмечают ярко, весело и шумно. В минувшую субботу на территории заповедника еще до открытия музея развернули торговые ряды: у дорожки, ведущей на мельницу, появились столы, выросли торговые палатки. «Торговцы» и «ремесленники» съехались в музей-заповедник «Тарханы» не только со всей Пензенской области, были гости и из Саратова, Тамбова, Волгограда.
Сам музей представил на ярмарке мед нового урожая со своей пасеки, яблоки, посетители могли угоститься малосольными огурчиками и аппетитными на вид и на вкус наливашниками, попробовать сбитень, сваренный по старинному рецепту. Предлагая традиционную выпечку, сотрудники музея, отвечали на вопросы любознательных гостей:
– Наливашниками назывались жареные в масле (пряженые – как писали в поваренных книгах) сладкие пирожки с начинкой из ягодного пюре или варенья. Начинку клали в один уголок треугольного пирожка.
Переходя от палатки к палатке, покупатели подолгу и со вкусом выбирали покупки. Людмила Шамутова из Заречного привезла на ярмарку интерьерные из делия из бумажной лозы, рядом легкие и прочные корзины, но уже плетеные из лозы ивовой, предлагал Владимир Захаров из Белинского. Мария Путилина из Нижнего Ломова – основатель мануфактуры «Сурский шоколад» представила шоколад премиального качества, из готовленный по технологии Bean to Bar. Возле ее палатки покупатели задерживались, поскольку хозяйка не просто предлагала попробовать любимое всеми лакомство, но и охотно рассказывала, как его готовит. Дубовые бочки для засолки и вина, льняной текстиль для дома, ароматические свечи и диффузоры, стильные украшения из полимерной глины, мягкие игрушки и елочные украшения ручной работы, домотканные половики… Было на что поглядеть гостям мероприятия.
Активными участниками ярмарки стали поселения Белинского района: каждый стол был нарядно оформлен, вместе с изделиями народного промысла, блюдами национальной кухни сельские администрации подготовили и обширную культурную программу.
Фрукты, натуральный мед и крем-мед – со всего перед покупкой можно было снять пробу. Каждый, как мог, нахваливал свой товар: где-то звучали частушки и песни, где-то за разговорами учили плести коврики…
На площадке за сувенирной лавкой между тем шла концертная программа. Вместе с фольклорным коллективом музея выступали коллективы художественной самодеятельности района, впервые в «Тарханах» пели и читали отрывки из художественных произведений гости из Балашова, участницы народного фольклорного ансамбля «Горница» и театральной студии «Дар» Лиза Кузнецова и Ксения Струговщикова.
На протяжении всей ярмарки работали многочисленные интерактивные площадки. С присказками продавали муку, смолотую на тарханской мельнице, и укорененные черенки комнатных растений, выращенных в тарханской теплице. Детей развлекали играми лермонтовского времени, ставили их на ходули, предлагая попробовать сделать несколько шагов, раешник за небольшую плату показывал диковинные картинки и рассказывал интересные истории, на мастер-классах ребят и взрослых учили плести обережных кукол и рубить капусту. Тарханские сувениры предлагала посетителям приветливая коробейница.
Многие гости дождались розыгрыша беспроигрышной лотереи, традиционной для ярмарок: были разыграны книги с произведениями М.Ю. Лермонтова, путеводители по музею, сувенирная продукция.
Знакома ярмарочная суета была и М.Ю. Лермонтову. Вместе с бабушкой Е.А. Арсеньевой он бывал на ярмарках в соседнем Чембаре, Поиме, в Нижнем Ломове, когда приезжал к родственникам. В те времена продавцы ехали на ярмарку «народ потешать да деньгу сшибать», покупатели – себя показать и на других посмотреть, ну, и товаром нужным по сходной цене закупиться. Тарханская ярмарка, в том виде, в котором сотрудники музея-заповедника проводят ее сегодня, как и много лет назад, – масштабное и зрелищное событие. Экспозиции в этот день работали в обычном режиме, и свыше двух тысяч гостей, приехавших в музей из Пензы, Саратова, Тамбова, Заречного, Липецка, Кирова, Владивостока и других городов, были рады такому погружению в атмосферу лермонтовской эпохи.