Что-то новое сказать о Лермонтове трудно. 180 лет его изучают, анализируют, цитируют, высказываются о таланте, жизни и творчестве
И все же, отправляясь в «Тарханы» на Лермонтовский праздник, всегда ждешь...
Небо-отчизна
В этом году горизонт (для меня по крайней мере) разорвала Инна Кабыш, поэт и учитель словесности из столицы. Я помню ее по году 1994-му. Тогда была роскошная делегация с Фазилем Искандером, Евгением Рейном, Анатолием Приставкиным... Но и на их фоне Инна покорила меня своей трепетностью, юностью, романтическим бантом в прическе.
Сейчас же на сцену вышла уверенная в себе женщина, стройная, молодая. И она вспомнила о той поездке, сказала, что тогда ее сын был совсем маленьким, а сейчас ему столько же лет, сколько было Лермонтову, когда он ушел к своим родителям.
О родителях не случайно. Вот кусочек прочитанного ею эссе:
«После похорон отца я побросала учебники в сумку и пошла в школу. Первым уроком была литература — на доске значилось: «Космизм Лермонтова». И учительница, Марьиванна, говорила, что Лермонтов первым сказал, что Земля голубая, чем внес большой вклад в развитие отечественной космонавтики, а еще она читала в одном журнале, что Лермонтов был пришельцем с другой планеты и «потому так близко было небо ему, а на земле было скучно и грустно... и некому руку подать».
Лауреаты Лермонтовской премии 2022 года
- Александр Орлов, г. Москва, за сборник стихов «Кимера».
- Владимир Юраков, г. Пенза, за поэтическое творчество и реализацию музыкально-литературного проекта для детей «Уроки фантазии».
- Русский народный оркестр имени В.Н. Попова, г. Пенза, художественный руководитель – Эдуард Пятунин, главный дирижер-Сергей Сидоров, за реализацию гастрольного проекта «А мы из Пензы» – программа «Лермонтов в музыке» (авторы: Екатерина Шумилкина и Елена Володина).
- Елена Федоренко, г. Ростов-на-Дону, в номинации «Молодое дарование».
А я подумала, что не пришелец он был – просто мать у него умерла. Но, наткнувшись на эту мысль, я тогда не додумала ее до конца. Точнее, тогда еще жива была моя мать, но, потерявшая отца, я знала, что она смертна.
Прошли, как писали в титрах старых фильмов, годы я похоронила мать, стала поэтом, и меня пригласили в Тарханы. И здесь, на родине Лермонтова, а Тарханы если и не буквально «родина» (родился Лермонтов в Москве), то «почва и судьба», в фамильной усыпальнице Лермонтовых, рядом с могилой юной Марии Михайловны, матери поэта, я додумала ту детскую мысль до конца.
Когда у ребенка умирает мать, ему физически некому руку подать, а еще в этот момент кончается его детство, а поскольку детство Лермонтова – Тарханы, а Тарханы для него – «почва», то есть «земля», то кончается земля – остается только небо.
То-то в стихотворении «Ангел», написанном в 1831 году, Лермонтов рисует мать в образе ангела, летящего по «небу полуночи» и несущего в мир «младую душу»: ангел поет «песню», которую ничто не сможет «заменить» на «грешной» и «скучной» земле.
А когда на «небе» оказывается и отец, ставший «духом ада или рая», забывшим о земле, как сказано в другом стихотворении того же 1831 года, отчизной для Лермонтова становится небо»...
Там еще есть красивое про то, что Лермонтов вполне мог быть одноклассником ее сына, но это долго пересказывать.
А вот мысли о сиротстве, о матери в образе ангела и небе-отчизне заставляют как раз их додумывать.
Спасибо, Инна!
Он воевал!
Юрий Поляков (писатель и драматург, который дружит с нашим театром, где идут его пьесы, и вообще любит провинцию, а в «Тарханах» любят его за то, что он назвал это место восьмым чудом света) говорил: — Поражаюсь тому, насколько Лермонтов современный поэт!
И прочитал строчки из одного стихотворения:
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Что это: вызов ли надменный,
На битву ль бешеный призыв?
Иль голос зависти смущенной,
Бессилья злобного порыв?..
Да, хитрой зависти ехидна
Вас пожирает; вам обидна
Величья нашего заря;
Вам непонятно, вам несродно
Все, что высоко, благородно;
Не знали вы, что грозный щит
Любви и гордости народной
От вас венец тот сохранит.
В подтверждение своей мысли Поляков процитировал и «Валерик» – о том, что «Под небом места много всем».
Я всегда додумываю мысль о том, что Лермонтов не случайно стал военным. Иначе не было бы этих стихов, в которых все про нас.
И посмотрите, как судьба его вела. Юный Мишель хотел стать литератором и поступил в Московский университет на филологическое направление. Но – надо ж такому случиться – поспорил с профессором, которого не устраивали знания студента, превосходящие его собственные, и который запретил юноше читать современные книги.
После этого Лермонтов покинул Москву, решив продолжить учебу в Санкт-Петербургском университете. Но и там препона – отказались засчитать время московского обучения. Он не захотел начинать с первого курса. Так возникла в его судьбе юнкерская школа.
Конечно, после окончания он мог бы спокойно служить в Нижегородском гусарском полку, но провидению надо было, чтоб участвовал в военных действиях.
И вот тебе – ссылки на Кавказ. Первая за стихи на смерть Пушкина, вторая – за дуэль с сыном французского посла из-за того, что тот неуважительно отозвался о русских офицерах.
И совсем не смешно, а как-то даже эпично воспринимаются слова неискушенной посетительницы музея-заповедника, которая, услышав от экскурсовода о том, что Лермонтов погиб в 1841 году, воскликнула: «А я и не знала, что он воевал в Великую Отечественную!».
Воевал. Он воюет во всех войнах на этой земле. И даже получает награды!
В 2005 году на праздник в «Тарханы» приезжал генерал-лейтенант Александр Игоревич Студеникин,чтобы передать музею знак «За службу на Кавказе». Для Лермонтова.
– Кадровый офицер русской армии гвардии поручик Лермонтов, показав себя отчаянно смелым офицером, так и не был награжден, – сказал гость. – Полагаем, что историческая справедливость должна восторжествовать.
Действительно, Лермонтова его командиры неоднократно представляли к наградам за отвагу, но в высших инстанциях это не утверждалось – ссыльный...
У каждого – свой Лермонтов
Московский поэт Александр Орлов, получивший Лермонтовскую премию, в своем ответном слове вспомнил «Бородино», сказав, что это стихотворение открывает детям путь в военную героику.
Кстати, Инна Кабыш рассказала, что в детстве ее сын обожал стихотворение «Бородино» и читал его так:
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Фашисты ринулись как тучи –
И все на нас идут...
К каждому человеку Лермонтов приходит в свое время. И у каждого – он свой.
И в «Тарханы» каждый едет за своим интересом и впечатлением. Потому так разнообразна программа праздника.
Работники музея очень тонко чувствуют потребности людей и стараются никого не разочаровать. Всегда приглашают литераторов, популярных артистов, певцов.
Несколько последних лет приезжает Сергей Маховиков, и люди его обожают, приветствуют бурными аплодисментами, стараются с ним сфотографироваться.
В этом году впервые пригласили Елену Захарову – она классно декламировала стихи Лермонтова.
Был новый ведущий – Марк Тишман. Удачный выбор! Марк не просто читал заданный текст, а импровизировал, был полностью вовлечен в ситуацию. И дикция у него прекрасная.
Среди вокалистов, конечно, главенствовал народный артист РФ Олег Погудин со своим волшебным голосом. Он пел романсы на стихи Лермонтова.
Публика радовалась и эстрадной певице красавице Заре, ломилась на фотосессию с ней.
Многие открыли для себя молодую исполнительницу Викторию Барс.
Песни, которые он мог слышать
Директор музея-заповедника Тамара Мельникова, которая всегда берет слово последней, сумела развернуть общее внимание в сторону фольклора.
Она напомнила, что нынешний год объявлен Годом нематериального культурного наследия, воплощенного в народных песнях, обрядах, традициях, которые сотрудники музея собирают, реконструируют и бережно хранят.
Тут же последовало подтверждение – выступление фольклорного ансамбля музея, в котором участвуют не певцы-профессионалы, а сотрудники: работники сада, смотрители, экскурсоводы...
И полились над «Тарханами» песни, которые мог слышать в детстве и отрочестве Лермонтов. Да наверняка слышал, а потом хранил в своем сердце, говоря: «...если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».
Светлана ФЕВРАЛЕВА,
фото Владимира Гришина.
* В заголовке использованы строчки стихотворения Риммы Казаковой «Лермонтов», которое поэтесса читала в «Тарханах» в 1984 году.