Собрание музея состоит из основного и вспомогательного фондов.
Основной фонд – совокупность постоянно находящихся на территории музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Музейные предметы и коллекции основного фонда относятся к государственной части Музейного фонда. Основной фонд Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» составляют культурные ценности – предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры, в т.ч.:
– Исторические ценности – музейные предметы и коллекции, относящиеся к жизни и деятельности М.Ю. Лермонтова, выдающихся государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, культуры, литературы, искусства, музыки и т. д., а также связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники XVII – XIX вв.: прежде всего, это личные вещи М.Ю. Лермонтова, автографы поэта, подлинные работы Лермонтова-художника; вещи и предметы, принадлежавшие родным и знакомым поэта, мебель из барского дома; иконы и метрические книги из тарханских церквей; предметы этнографии и этнологии: предметы быта и убранства XVII – XIX вв., являющиеся яркими стилевыми элементами прошедших эпох и представлящие ценность как экспозиционный материал и как типологический памятник; орудия труда, изделия народного творчества: одежда, холсты, домашняя утварь, полотенца, скатерти,имеющие высокое художественное достоинство; оружие холодное и огнестрельное, знамена, обмундирование XVII – XIX вв.;
– Рукописные и печатные издания – прижизненные издания произведений М.Ю. Лермонтова; издания произведений М.Ю. Лермонтова разных лет; книги круга чтения поэта; лермонтоведение; рукописные и старопечатные книги, альбомы, другие печатные издания, представляющие исторический, художественный, научный и литературный интерес; подлинные письменные и печатные документы, относящиеся к эпохе М.Ю. Лермонтова и т. п.;
– Художественные ценности – иконография М.Ю. Лермонтова – графика оригинальная: рисунок, гуашь, темпера и пастель на бумаге, акварель; живопись: масло на холсте, картоне, дереве, металле; темпера: произведения художественного эстампа; гравюра на дереве, металле, стекле, литографии, офорт и т. д.; изображения родственников М.Ю. Лермонтова и его современников; изображения мест, связанных с жизнью и творчеством поэта разных лет, выполненные в разной технике; иконопись XVII – XIX вв. и другие художественно оформленные предметы культового значения; иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова разных лет, выполненные в разной технике и т. п.
– Художественные изделия из драгоценных металлов и камней, относящиеся к вещевым, изобразительным, письменным и иным памятникам истории и культуры – археологические, нумизматические материалы, предметы быта и культа, декоративно-прикладного искусства, оружие; рукописные, старопечатные и редкие издания в окладах, оправе с элементами декоративного убранства из драгоценных металлов и драгоценных камней и др;
– Произведения декоративно-прикладного искусства – художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных промыслов; архивные документы и архивные фонды на разных носителях – рукописи, письма, автографы, дневники, нотные и текстовые записи фольклора и музыки, другие документальные памятники и архивы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова и историей бытования музея;
– Уникальные и редкие музыкальные инструменты XVII – первой половины XIX вв.;
филателистические материалы – почтовые марки и др. материалы на лермонтовскую тематику;
– Предметы нумизматики, сфрагистики, геральдики, фалеристики – монеты, ордена, медали, плакетки, печати, гербовые знаки и символы, значки, знаки и т. д. на лермонтовскую тематику; К вспомогательному фонду относятся: муляжи, макеты, слепки, реконструкции, а также подлинные предметы, представляющие интерес для собрания музея, но поступившие в неудовлетворительном состоянии сохранности, требующем значительной реставрации или проведения дополнительной экспертизы.