Икона написана на доске, стычной без ковчега. На темно-коричневом фоне – серовато-голубой плат, вверху его придерживают два ангела с золотыми нимбами, в верхних углах по-старославянски надпись: «Святые ангелы
Господни», ниже в центре также по-старославянски: «Божественное видение, божественное чудо». Под ликом на плате надпись по-гречески: «Святой убрус».
Существует предание о том, что сирийский царь Авгарь, больной проказой,
послал Иисусу Христу письмо с просьбой об исцелении и своего живописца Анания с поручением написать Христа. Не имея возможности пойти к Авгарю, Иисус послал к нему послал к нему своего ученика; Анания стал писать
портрет, но безуспешно, так как образ был неуловим. Тогда Христос взял воду и убрус, умыл лицо, отерся, и отпечатался на холсте его лик, который и был доставлен Авгарю.
Краевед П.К. Шугаев
сообщал:
Тот образ Спаса нерукотворного, коим когда-то Елизавета Алексеевна была благословлена еще ее дедом, которому она ежедневно молилась о здравии Мишеньки, когда она узнала о его смерти, она приказала отнести в большую каменную церковь<…> В большой каменной церкви этот образ сохранился и поныне; ему, говорят, самое меньшее лет триста.
Из заключения хранителя икон музеев Кремля Н.Д. Маркиной:
Икона Спаса Нерукотворного из собрания музея-усадьбы в Тарханах представляет собой памятник живописи конца XVII века. По типам ликов и манере личного письма он восходит к традициям царских изографов Оружейной палаты конца XVII века (которые «вышли из Симона Ушакова»)…Памятник хорошей сохранности и высокого художественного мастерства в исполнении.
Симон Ушаков – выдающийся русский живописец и теоретик, крупный представитель реализма в русской живописи второй половины XVII века. Его лучшие иконы созданы для церкви Троицы в Никитниках, для церкви Григория Неокесарийского, Новодевичьего и Троице-Сергиевского монастырей. Излюбленной темой художника стала тема Спаса Нерукотворного.
Лит.: Мельникова Т.М. «И дышит непонятная святая прелесть в них...». М, 2011

