Версия для слабовидящих
Logo
Май 2023. Автор - Семенов А.

О проекте

Тысячи почитателей гения Лермонтова ежегодно приезжают в «Тарханы» поклониться памяти поэта. С размещением представительства музея в сети Интернет возможность познакомиться с музеем, появится у еще большего количества людей.
Меню
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Публикации
  • Услуги
  • Премии и конкурсы
  • Электронные выставки
  • Медиа
  • Доступная среда
  • Схема проезда
  • Обратная связь
Купить билет

Оценить работу музея-заповедника «Тарханы» Информация для участников СВО
и их семей

Вакансии
  • Главная
  • ›
  • ФОНДЫ
  • ›
  • Фонды
  • ›
  • Мемориальная коллекция
  • ›
  • Альбом Нарышкиных

Альбом Нарышкиных


Альбом Нарышкиных
Россия. XIX век
Бумага, картон, сафьян, бронза

Альбом в бордовом сафьяновом переплете с тисненным золоченым узором по краям обложек и корешку. Узор в три пояса: внутренний растительный из роз, серединный – геометрический, наружный – растительный из листьев. В центре верхней крышки – украшение золоченой бронзы: гладкий отполированный щит, на зернистой поверхности поля – узор из листьев. Застежка альбома также золоченой бронзы с изображением амура, отдыхающего под деревом.
   В альбоме, размер которого 19,5 х 24,3 х 1,8 сантиметра, 50 листов с золотым обрезом, бумага белого, коричневатого, синего, голубоватого цветов.
   6 – 8, 16, 17, 19, 26 листы с водяными знаками: «J. Whatman 1823».

В декабре 1953 года у собирателя А.В. Гордона музеем приобретен альбом XIX века. Рекомендуя его к покупке, И.Л. Андроников писал: «В альбоме имеются рисунки с надписью: «Рис. М.Ю. Лермонтова. (Подар. кн. М.А. Вяземской). Это заставляет отнестись к нему с интересом… Интересно, что владелец альбома Д.И. Нарышкин… тоже один из знакомых Лермонтова, так же, как и сестра его З.И. Юсупова-Шове, сведения о которой мы находим в этом же самом альбоме: З.И. Юсуповой принадлежал автограф первоначальной редакции стихотворения «На севере диком». Все это делает альбом интересным в музейном смысле...».
   Первый владелец альбома – Иван Дмитриевич Нарышкин (1776 – 1848). Он происходил из знаменитого в России рода Нарышкиных, к которому некогда принадлежала супруга царя Алексея Михайловича, мать Петра I  – Наталья Кирилловна. Сам Иван Дмитриевич Нарышкин, майор и камергер, первым браком был женат на Варваре Николаевне Лодомирской (она трагически погибла в 1840 г.), вторично – на баронессе Марии Карловне Эльзниц. Затем хозяином альбома стал сын И.Д. Нарышкина Дмитрий. Альбом бытовал в семье, многие члены которой были знакомыми М.Ю. Лермонтова.
   На 25 и 26 листах альбома наклеены рисунки М.Ю. Лермонтова. Две графические работы «Схватка кавалеристов» и «Взятие крепости» по манере исполнения и другим данным датируются 1838 – 1840 годами. Карандаш, бумага. Размер первого 12х19,9, а второго – 15х19,5 см.

М.Ю. Лермонтов мастерски и свободно владел итальянским карандашом, акварелью, пером. Рисунки занимают особое место в его живописном наследии. Большая их часть (свыше 240 единиц) находится в так называемой юнкерской тетради поэта 1832 – 1834 годов, в альбомах М.А. Шан-Гирей, матери и дочери Е.А. и А.М. Верещагиных, А.Д. Блудовой, альбоме М.Ю. Лермонтова за 1840 – 1841 годы и других. Многие рисунки, по свидетельству Н. Н. Манвелова – товарища М.Ю. Лермонтова по юнкерской школе, – передают настроение поэта, «его личные планы и надежды в будущем, или мечты его художественного воображения». Например, Лермонтов «любил представлять себя едущим в отпуск после производства в офицеры и часто изображал себя в дороге, на лихой ли тройке, на перекладной, в коляске ли, или на санях, причем… ямщика своего он всегда изображал с засученными рукавами рубахи и в арзамасской шапке, а себя самого в форменной шинели и, если не в фуражке, то непременно в папахе». «Сколько помню, – уточнял Н.Н. Манвелов, – рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многих фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды».
   На первом рисунке из альбома Нарышкина в смертельном поединке сшиблись два всадника: улан и кирасир; сцепились в злобной схватке и бешено грызутся кони. В памяти возникают строки из лермонтовского «Валерика»:

Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы.
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» – и смолкло. – «Вот кинжалы,
В приклады!» – и пошла резня.
И в два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили,
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

Вторая батальная сцена – она изображена на следующем листе того же альбома – взятие осажденного города или крепости; воины-европейцы, скорее всего французы, наступают на защитников (судя по костюмам греков) в крепости, один из которых уже повержен, другой обращен в бегство, третий молит о пощаде.
   Рисунки в полной мере отражают манеру Лермонтова-рисовальщика: лаконичную и экспрессивную; однако можно с уверенностью сказать, что сделаны они в последние годы жизни. В них есть большая завершенность, определенность и мягкость, чем в ранних, они очень напоминают нам его рисунок «Эпизод из сражения при Валерике».
   Оба описанные рисунка имеют подписи неизвестной рукой: «Рис. М.Ю. Лермонтова. (Подар. кн. М.А. Вяземской)». Княгиня Мария Аркадьевна Вяземская, урожденная Столыпина, была родной сестрой Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго), хорошо известного всем, кто знаком с биографией Лермонтова.

Лит.: Мельникова Т.М. «И дышит непонятная святая прелесть в них...». М, 2011.

‹ Назад

Категории


  • Шкатулка дорожная
  • Курительная трубка
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • Рукоять ятагана
  • Ковер из дома А.Г. Хомутовой
  • Первые публикации произведений М.Ю. Лермонтова
  • «Кавказский вид возле селения Сиони»
  • Печатка
  • Платок Е.А. Арсеньевой
  • Платок М.М. Лермонтовой
  • Портсигар
  • Альбом М.М. Лермонтовой
  • Картина «Андрей Первозванный»
  • Комод М.М. Лермонтовой
  • Портрет А.Г. Хомутовой
  • Альбом Нарышкиных


Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1
Телефон: 8 (84153) 35601, 8 (937) 4035031
e-mail: mustarhany@mail.ru
ИНН 5810001139
Учредитель: Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации приглашает принять участие в оценке удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества. Мониторинг организуется с января 2025 года и предполагает опрос, данные которого являются полностью конфиденциальными.
   Музей-заповедник «Тарханы» приглашает людей старше 18 лет принять участие в Мониторинге.
   Нам очень важно ваше мнение! Это позволит нам стать лучше!

Форум «Сообщество» – открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью для повышения качества разработки и реализации социальных проектов и развития межсекторного сотрудничества.

Положение о ведении социальных сетей
Политика конфиденциальности
Способы оплаты
Возврат билетов
Волонтерам

Дорогие друзья! Нам важно знать ваше мнение о качестве оказываемых услуг. Будем признательны, если найдется пара минут для вашей оценки.

Отсканировав QR-код, вы сможете оценить качество услуг и оставить свое обращение


Карта сайта

  • Главная
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Электронные выставки
  • Выставки
  • Медиа

Поиск

Социальные сети

План усадьбы

План усадьбы Скачать карту (JPG-286 Кбит)

 
© Музей-заповедник "Тарханы".
Разработка сайта – WAYDEV
Логотип радиостанции Орфей
Год театра в России
Ссылка на сайт Объясняем.рф
Логотип добровольцыроссии.рф
Музей-заповедник «Тарханы» приглашает к участию в VIII Лермонтовской научно-практической конференции обучающихся
Подробнее
«Кто сказал, что нужно бросить песни на войне...». Новый конкурс музея-заповедника «Тарханы»
Подробнее