Альбом в бордовом сафьяновом переплете с тисненным золоченым узором по краям обложек и корешку. Узор в три пояса: внутренний растительный из роз, серединный – геометрический, наружный – растительный из листьев. В центре верхней крышки – украшение золоченой бронзы: гладкий отполированный щит, на зернистой поверхности поля – узор из листьев. Застежка альбома также золоченой бронзы с изображением амура, отдыхающего под деревом.
В альбоме, размер которого 19,5 х 24,3 х 1,8 сантиметра, 50 листов с золотым обрезом, бумага белого, коричневатого, синего, голубоватого цветов.
6 – 8, 16, 17, 19, 26 листы с водяными знаками: «J. Whatman 1823».
В декабре 1953 года у собирателя А.В. Гордона музеем приобретен альбом XIX века. Рекомендуя его к покупке, И.Л. Андроников писал: «В альбоме имеются рисунки с надписью: «Рис. М.Ю. Лермонтова. (Подар. кн. М.А. Вяземской). Это заставляет отнестись к нему с интересом… Интересно, что владелец альбома Д.И. Нарышкин… тоже один из знакомых Лермонтова, так же, как и сестра его З.И. Юсупова-Шове, сведения о которой мы находим в этом же самом альбоме: З.И. Юсуповой принадлежал автограф первоначальной редакции стихотворения «На севере диком». Все это делает альбом интересным в музейном смысле...».
Первый владелец альбома – Иван Дмитриевич Нарышкин (1776 – 1848). Он происходил из знаменитого в России рода Нарышкиных, к которому некогда принадлежала супруга царя Алексея Михайловича, мать Петра I – Наталья Кирилловна. Сам Иван Дмитриевич Нарышкин, майор и камергер, первым браком был женат на Варваре Николаевне Лодомирской (она трагически погибла в 1840 г.), вторично – на баронессе Марии Карловне Эльзниц. Затем хозяином альбома стал сын И.Д. Нарышкина Дмитрий. Альбом бытовал в семье, многие члены которой были знакомыми М.Ю. Лермонтова.
На 25 и 26 листах альбома наклеены рисунки М.Ю. Лермонтова. Две графические работы «Схватка кавалеристов» и «Взятие крепости» по манере исполнения и другим данным датируются 1838 – 1840 годами. Карандаш, бумага. Размер первого 12х19,9, а второго – 15х19,5 см.
М.Ю. Лермонтов мастерски и свободно владел итальянским карандашом, акварелью, пером. Рисунки занимают особое место в его живописном наследии. Большая их часть (свыше 240 единиц) находится в так называемой юнкерской тетради поэта 1832 – 1834 годов, в альбомах М.А. Шан-Гирей, матери и дочери Е.А. и А.М. Верещагиных, А.Д. Блудовой, альбоме М.Ю. Лермонтова за 1840 – 1841 годы и других. Многие рисунки, по свидетельству Н. Н. Манвелова – товарища М.Ю. Лермонтова по юнкерской школе, – передают настроение поэта, «его личные планы и надежды в будущем, или мечты его художественного воображения». Например, Лермонтов «любил представлять себя едущим в отпуск после производства в офицеры и часто изображал себя в дороге, на лихой ли тройке, на перекладной, в коляске ли, или на санях, причем… ямщика своего он всегда изображал с засученными рукавами рубахи и в арзамасской шапке, а себя самого в форменной шинели и, если не в фуражке, то непременно в папахе». «Сколько помню, – уточнял Н.Н. Манвелов, – рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многих фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды».
На первом рисунке из альбома Нарышкина в смертельном поединке сшиблись два всадника: улан и кирасир; сцепились в злобной схватке и бешено грызутся кони. В памяти возникают строки из лермонтовского «Валерика»:
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы.
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» – и смолкло. – «Вот кинжалы,
В приклады!» – и пошла резня.
И в два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили,
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
Вторая батальная сцена – она изображена на следующем листе того же альбома – взятие осажденного города или крепости; воины-европейцы, скорее всего французы, наступают на защитников (судя по костюмам греков) в крепости, один из которых уже повержен, другой обращен в бегство, третий молит о пощаде.
Рисунки в полной мере отражают манеру Лермонтова-рисовальщика: лаконичную и экспрессивную; однако можно с уверенностью сказать, что сделаны они в последние годы жизни. В них есть большая завершенность, определенность и мягкость, чем в ранних, они очень напоминают нам его рисунок «Эпизод из сражения при Валерике».
Оба описанные рисунка имеют подписи неизвестной рукой: «Рис. М.Ю. Лермонтова. (Подар. кн. М.А. Вяземской)». Княгиня Мария Аркадьевна Вяземская, урожденная Столыпина, была родной сестрой Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго), хорошо известного всем, кто знаком с биографией Лермонтова.
Лит.: Мельникова Т.М. «И дышит непонятная святая прелесть в них...». М, 2011.