Картина, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1837 или 1838 годах, холст, масло, 64 х 79 см.
Изобразительное наследие Михаила Юрьевича в настоящее время насчитывает 14 работ маслом, 51 акварель и около 450 рисунков пером и карандашом в альбомах и на отдельных листах. Большинство картин М.Ю. Лермонтов написал либо пользуясь своей удивительной памятью, либо по предварительным зарисовкам. С наибольшей силой живописное дарование М.Ю. Лермонтова раскрывалось в период первой ссылки на Кавказ и после нее. Этот край еще в детстве поразил его своей яркой и могучей красотой, стал для него второй поэтической родиной. По словам самого поэта, в 1837 на Кавказе он «снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал» и привез с собой порядочную коллекцию». Очевидно, и картину «Кавказский вид возле селения Сиони» он создал по предварительному рисунку, с которого сделана им автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».
«Кавказский вид возле селения Сиони» – самая большая из лермонтовских работ. На картине – вид горы Крестовой от селения Сиони, которое находилось между Казбеги и Коби. На переднем плане плоскогорье, вьющаяся среди скал река; в центре, несколько в глубине, скала со сторожевой башней; на заднем плане громоздятся скалы, местами закрытые облаками. Картина написана в излюбленных Лермонтовым коричневато-золотистых тонах. В этой работе очень ярко проявилось умение М.Ю. Лермонтова сочетать документальную точность с поэтическим образом природы, передавать особенности воздушной перспективы и добиваться единства колорита.
Из истории бытования картины известно, что самим поэтом она предназначалась в подарок бабушке Е.А. Арсеньевой. В 1896 года, немало попутешествовав, картина поступила в пензенскую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова. «Пензенские губернские ведомости» сообщали по этому поводу: «На днях, как мы слышали, в библиотеку поступило весьма ценное пожертвование: г-жа П.С. Сазонова принесла ей в дар картину, писанную самим М.Ю. Лермонтовым. Картина эта приобретена г-жой Сазоновой из дома г.г. Кишенских, получивших ее, в свою очередь, от Арсеньевой. Картина эта была написана Михаилом Юрьевичем для бабки его, Арсеньевой, и изображает кавказский ландшафт. Жертвовательница П.С. Сазонова, не желая, чтобы столь драгоценная реликвия и предание об ее происхождении утратилось со временем, решила навсегда удержать картину в родной поэту Пензенской губернии, пожертвовав ее в учреждение, основанное в память М.Ю. Лермонтова. Приветствуя жертвовательницу с столь счастливым решением, мы надеемся, что пример высокого уважения к памяти великого поэта найдет себе подражателей и что со временем при Лермонтовской библиотеке состоится того же имени музей...».
До 1939 картина хранилась в фондах библиотеки, затем была передана музею и находится в настоящее время в гостиной барского дома. В 1976 полотно было отправлено в Москву для реставрации. Художник музея Г.В. Сальков не только доставил его в мастерскую имени И.Э. Грабаря, но и принял участие в работе, которая заключалась в том, чтобы восстановить холст, прорванный в одном месте, и снять многолетние загрязнения. «Кавказский вид возле селения Сиони», как и другие живописные работы поэта, нельзя назвать профессиональными, но (и на это обращали внимание многие исследователи) «все они овеяны духом гениальности Лермонтова, таят в себе какую-то только им присущую гамму красок, своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные куски его зрительных впечатлений» (Н.П. Пахомов).