Живописное полотно, предположительно, являющееся копией (1828), сделанной М.Ю. Лермонтовым с картины А.П. Лосенко «Андрей Первозванный». Из истории бытования картины известно, что она всегда находилась в Тарханах: первоначально в доме Арсеньевой, в образной комнате, где было много икон, а затем в приходской церкви Михаила Архистратига. Об этом в 1890-х П. К. Шугаев – собиратель воспоминаний тарханских старожилов – писал: «Около левого клироса есть образ апостола Андрея Первозванного, без ризы, весьма древней и замечательной живописи, тоже пожертвованный Елизаветой Алексеевной». С 1974 картина находится в экспозиции барского дома в бывшей образной комнате. По христианской мифологии апостол Андрей был ближайшим учеником и первым последователем Христа, за что и получил имя Первозванного. Он обошел с проповедью христианства много стран. Вместе с братом Петром проповедовал в Древней Руси, водрузил крест возле теперешнего Киева, дошел до Новгорода. Затем возвратился в Византию, где подвергался не только гонениям, но и истязаниям. Привязанный к кресту, он мучился три дня, после чего умер, но так и не отказался от своих убеждений. На обратной стороне картины дата – 1828. Долгое время считалось, что копию сделал неизвестный автор. В 1972 году в процессе реставрации после снятия лака в нижней части картины проявилась слабая надпись: «Картина (второе слово неразборчиво) М.Ю. Лермонтова». Полотно было направлено во Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию консервации и реставрации, давшую заключение о том, что «...при освещении картины ультрафиолетовыми лучами в ее нижнем углу проступает надпись, не обнаруженная на рентгенограмме». Вероятно, она сделана краской, близкой по своему составу к краске фона картины. С помощью различных фото методов удалось прочесть: «Картина... М. Ю. Лермонтова». Установленная надпись позволяет утверждать, что писал картину Лермонтов в возрасте 14 лет. Копию вполне можно считать работой юного М.Ю. Лермонтова. Во-первых, чувствуется еще слабое владение кистью, допущены явные погрешности в изображении рук, плеч, шеи, живота.
Во-вторых, хотя в копии схвачен и передан общий колорит оригинала и манера письма Лосенко, все-таки в работе уже проявились характерные для самого Лермонтова особенности его живописного дарования – экспрессивность и резкость, совершенно чуждые автору оригинала.
Лит.: Мельникова Т.М. «И дышит непонятная святая прелесть в них...». М, 2011