Петр Андреевич Вырыпаев родился 6 октября 1905 года в Чембарском уезде и был выходцем из крестьян с. Щепотьево, соседствующего с Тарханами: предки семьи были крепостными помещика Франца Филипповича Турнера, который был хорошо знаком с бабушкой М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньевой.
Отец, Андрей Иванович, одно время служил сторожем в Чембарском уездном поземельном банке. После службы в банке Андрей Иванович нанялся поработать пасечником к чембарскому купцу Серебрякову и очень преуспел в этом. За работу получил несколько ульев и решил устроить свою пасеку в Щепотьево.
Петр Андреевич получил первоначальное образование в г. Чембаре (после окончания начальной школы учился в Чембарском высшем начальном училище, которое был вынужден оставить из-за недостатка средств на обучение, а затем в 1921 – 1926 годах – в чембарской школе второй ступени).
Дочь Петра Андреевича, В.П. Наумова, по рассказам родителей, вспоминает:
В школе Петр Андреевич участвовал во всех кружках, был очень талантливым организаторам. Мечтал о литературном поприще, и эту мечту в нем поддерживали два человека. Учительница русского языка и литературы, Архангельская Валентина Григорьевна, одна из первых выпускниц – женщин Казанского университета, и моя мама, Ольга Семеновна, его одноклассница, впоследствии жена и верная спутница всей жизни. Еще в школе папа с мамой решили соединить свои судьбы, и женились сразу после окончания школы в июле 1926 года.
После учебы Петр Андреевич был направлен комсомольской организацией в близлежащие села (Тархово, Обвал, Нижние Поляны, Шафтель) для борьбы с безграмотностью. годом позже он стал студентом Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, но по семейным обстоятельствам сменил его на Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, который окончил в 1931 по специальности «инженер-экономист». До войны работал на заводах Саратова и Пензы, а затем занимался преподавательской деятельностью: работал в школе фабрично-заводского ученичества Пензенского завода им. М.В. Фрунзе. Эта деятельность заставила его поступить в Куйбышевский пединститут. В 1938 году вместе с женой они окончили и его. Затем в Пензе Петр Андреевич был директором школ: №9 и № 40.
Коррективы в его жизнь внес 1941 год: Вырыпаев уже в декабре был призван в Красную армию. Страницы его военной биографии связаны с Калининским фронтом, он воевал в составе 39-й армии 3-го Белорусского фронта, закончил войну в Восточной Пруссии. В 1945 году был участником советско-японской на Забайкальском фронте. Петру Андреевичу посчастливилось присутствовать при историческом моменте – подписании акта капитуляции японской армии в г. Харбине. Сохранились трогательные воспоминания дочери:
С фронта папа писал нам письма, и мы, то есть мама, я и Николай, писали ему регулярно. <…>. Мне папа писал письма отдельно, делал наставления, давал советы, вспоминал мои проделки, благодарил за посылки, я ему посылала варежки, носки, платочки, а один раз нижнее белье, которое сшила сама, под маминым руководством, шить на машинке я стала со второго класса. Папа присылал иногда книги, которые попадались ему на дорогах войны. На дорогах в прямом смысле. Так до сего времени у нас есть эти книги.
Войну закончил в звании капитана (1946). Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
В феврале 1946 года П.А. Вырыпаев вернулся из армии к своей семье, жившей к этому времени в селе Лермонтово.
И вот в тяжелые послевоенные годы он приходит в музей, где не только водит экскурсии, но и занимается научно-исследовательской деятельностью, комплектованием библиотеки и фондовой коллекции.
История Тархан, вероятно, была хорошо знакома выходцу из с. Щепотьево, соседствующему с усадьбой, где прошли детские и отроческие годы М.Ю. Лермонтова. Вместе с супругой, Ольгой Семеновной, историком по образованию, они живо интересуются краеведческим материалом, изучают архивные фонды, записывают воспоминания старожилов, которые еще помнят дореволюционные времена. Внимательный анализ собранных материалов помог Петру Андреевичу предположить, что поэт, благодаря тарханскому окружению, располагал богатым материалом, ставшим основой для создания романа «Вадим», действие которого имеет прямое отношение к Пензенскому краю: Нижнеломовский мужской монастырь, Малинов лес под Чембаром и чащобы в нижнеполянских и тарховских оврагах предстают перед нами на страницах неоконченного романа. П.А. Вырыпаев считал своей большой удачей то, что ему удалось установить лермонтовские места в Пензе, Чембаре, с. Поляны, в окрестных с Тарханами селах. Одно из зданий в Пензе, на улице Володарского, по его инициативе было отмечено мемориальной доской.
Интересовали Вырыпаева и история рода Лермонтовых, а также детали отношений М.Ю. Лермонтова с отцом. В эти годы появилась его работа «Лермонтов и крестьяне», которая была опубликована в 58 томе «Литературного наследства» (1952 год). В этом же году в альманахе «Земля родная» опубликована совместная работа Петра Андреевича и Г.П. Похвиснева (занимал должность директора музея в Тарханах в 1951 – 1954 годы) «Пензенская действительность и декабристские настроения М.Ю. Лермонтова». Обе работы созданы на редких архивных материалах.
П.А. Вырыпаев – автор многочисленных публикаций, в том числе и в «Лермонтовской энциклопедии». Память о нем хранится в книгах «Музей М.Ю. Лермонтова: Путеводитель» (в соавторстве с Г.П. Похвисневым); «Кругом родные все места»; «Лермонтов с нами: Путеводитель»; «На берегу Милорайки. Лермонтов в Тарханах»; «Лермонтов: Новые материалы к биографии».
Мало кто сейчас вспоминает Петра Андреевича как первооткрывателя интереснейших фактов из жизни семьи Арсеньевых и Лермонтовых. Например, именно Вырыпаев, обратившись к подлинникам писем М.М. Сперанского, нашел новые сведения о родителях Лермонтова. Он внес поправку в «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова», убедительно доказав, что зимой 1816 – 1817 годов предполагавшийся переезд Е.А. Арсеньевой с дочерью и внуком в Пензу не состоялся и что Мария Михайловна болела и умерла в Тарханах.
С 1954 по февраль 1966 П.А. Вырыпаев – директор музея-усадьбы.

Сотрудники музея в парке
Неизвестный фотограф. 1958 год
Фотобумага, фотопечать черно-белая
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
В эти годы она начинает постепенно возвращаться к историческому виду: в число музейных зданий включается церковь Марии Египетской, принимается официальное решение о передаче музею церкви Михаила Архистратига, мемориальная территория очищается от колхозных построек, что открывает видовые перспективы, являющиеся важной составляющей пейзажных садов конца XVIII – начала XIX века. Для составления топографического плана территории Петр Андреевич привлекает сына Николая, который впоследствии оставит любопытные воспоминания об этом периоде. Например, о том, как выглядела территория музея в эти годы:
Посетители должны были, прежде чем попасть в музей, пройти по разбитой плотине Барского пруда, по всему колхозно-хозяйственному безобразию, а в дождь, и слякоть – даже по навозной жиже. <…> Я не знаю, сколько сил и настойчивости ему понадобилось проявить, чтобы добиться решения облисполкома о переносе всех хозяйственных колхозных построек от входа в музей и приобретении для музея новой металлической ограды, приведения в порядок подъездов к заповеднику и асфальтирования улиц села.
С определенной долей иронии описывает Николай Петрович и инспекторские наезды районного начальства, которое никак не хотело понимать, что «главное в работе музея не cтолько просветительская, экскурсионная работа, но и ... научная работа: изучение архивов и литературных источников, оттуда черпаются факты, обогащающие эту самую просветительскую и экскурсионную работу»:
Примером этого может служить случай с приездом в музей важного гостя: Председателя Совета Министров России Дмитрия Степановича Полянского, конечно, в сопровождении свиты из областного и районного партийного начальства.
После осмотра музея, во время осмотра парка он позволил сделать замечание:
– Цветов, цветников можно было бы иметь больше, – и указал – вот здесь и здесь можно сделать большие, красочные клумбы.
Ох уж это желание большого начальства быть компетентным в любом вопросе.
Петр Андреевич естественно возразил:
– Наша задача, как мы ее понимаем, сохранить и возродить облик старой арсеньевской усадьбы. И цветов не только достаточно, с этой точки зрения, но даже по последним изысканиям излишек, а вот с деревьями беда. Здесь должна быть липовая аллея, а ее теперь нет...
В 1958 году на территории музея (перед барским домом) был установлен памятник М.Ю. Лермонтову в форме поручика Тенгинского пехотного полка работы Б.А. Зотова.
В 1959 году начинается строительство административного здания, включающего фондохранилище, научную библиотеку, конференц-зал, а также жилые помещения для сотрудников музея. История появления этого объекта связана с именем известнейшего лермонтоведа В.А. Мануйлова. Н.П. Вырыпаев вспоминает:
Занимаясь изысканиями в архивах Пушкинского дома в Ленинграде и Центральном Государственном Архиве Литературы и Искусства в Москве, отец сблизился с выдающимися лермонтоведами В.А. Мануйловым и И.Л. Андрониковым. Он много раз обсуждал с ними дату проведения юбилея М.Ю. Лермонтова. И однажды в беседе накоротке Мануйлов высказал мысль, что если бы музей построил помещение, он передал бы ему в дар всю свою научную библиотеку, приурочив это событие к юбилейным торжествам. «Подумайте над этим, Петр Андреевич, – сказал он, заключая беседу. – Книги уже заполнили все мое жилое пространство и вытесняют меня из него. Пора определить им место».
Вот так коллекция музея пополнилась редкими книгами из личной библиотека В.А. Мануйлова, а на территории музея появилось административное здание, которое эксплуатируется до сих пор.
Благодаря стараниям П.А. Вырыпаева, территория музейно-усадебного комплекса была расширена за счет передачи музею места детских игр поэта (траншеи), которое на данный момент является одной из важных достопримечательностей музея-заповедника.
В 1960 году музей получил от райсовета «Акт на право пользования землей» в количестве 10,63 гектара (его площадь увеличилась на 0,83 гектара) и был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения РСФСР.
Вырыпаев – один из организаторов подготовки и проведения музеем-усадьбой Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения поэта (1964 год).

150 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова в с. Лермонтово Пензенской области 4 октября 1964 года
Н.Н. Павлов. 1964 год
Фотобумага, фотопечать черно-белая
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»

7-я юбилейная лермонтовская конференция в г. Пензе
Н.Н. Павлов. 1964 год
Фотобумага глянцевая, фотопечать черно-белая
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
После выхода на пенсию в 1966 году Петр Андреевич не оставил дело, которому было отдано столько лет: он продолжал собирать материалы к биографии поэта.
Вырыпаев продолжил занимался и историей заселения Тархан и прилегающих к ним селений, о чем написал в статье «Дикое поле» (1967). Наряду с этим, в различных изданиях вышло около 90 публикаций лермонтоведческого направления.
В 1968 году он отправился в поездку по лермонтовским местам в Тульской, Орловской и Липецкой областях, во время которой ему удалось разыскать в селе Шипово Становлянского района Липецкой области место захоронения отца поэта Ю.П. Лермонтова. В своей последней книге «Лермонтов. Новые материалы к биографии» (увидела свет в 1972 году) Петр Андреевич указал его. Книга выдержала два издания и стала сейчас библиографической редкостью.
В 1974 году прах Ю.П. Лермонтова был перезахоронен в с. Лермонтово. К сожалению, до этого события П.А. Вырыпаев не дожил. Он скончался в 1969 году после продолжительной болезни и похоронен в г. Заречном Пензенской области.
В Заречном до недавнего времени жила дочь Петра Андреевича – Валентина Петровна Наумова, воспоминания которой мы уже приводили, – хранитель памяти не только об отце, но и о деле, которому были отданы лучшие годы его жизни. Трудовая деятельность ее была связана с заводской библиотекой. Поэтому коллеги-библиотекари периодически навещали Валентину Петровну. Вот как описывает один из таких визитов главный библиотекарь МУК «Информационно-библиотечное объединение» (г. Заречный) Светлана Хейкинен:
Фотографии, картины, мебель – вся обстановка в доме говорит о том, что здесь очень трепетно относятся к истории семьи, рода, Тархан. Вот портрет Петра Андреевича, написанный Вильямом Константиновичем Куинджи (1960), и живописный тарханский пейзаж 1948 года – работа Александра Васильевича Баландина. Каждый предмет интерьера – история или судьба. Лермонтов и история Тархан – главная ценность этого дома.
По словам дочери, любимым стихотворением Петра Андреевича было «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...», написанного М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Несмотря на образ странника, созданный поэтом в этом произведении, Вырыпаев нашел и увековечил свое имя на той земле, где и родился, внеся огромный вклад в становление музея, вот уже 85 лет несущего знамя памяти о великом М.Ю. Лермонтове.
Заведующий выставочным отделом Ольга Маврина,
научный сотрудник Юлия Голоб
Благодарим
Андрея Станиславовича Наумова, Валентину Николаевну Абульханову (Вырыпаеву) за предоставленные материалы из семейного архива
Татьяну Владимировну Авдееву за оказанное содействие в сборе информации.