У каждого музея есть свой создатель, который оказывается у истоков, не зная в момент возникновения культурного объекта, какое большое будущее его ждет. Спустя почти 85 лет, оценивая путь, который прошел музей в «Тарханах», приходит понимание, что каждый человек оставил здесь не просто имя в официальных сводках, но и часть своей души, достойно исполнив ту роль, которую отвела ему музейная история.
Нередко истинное предназначение человек находит по воле случая, именно так и произошло «...теплой осенью 1934 года в Пензе». В клубе имени 1-го Мая проходил литературный вечер, посвященный 120-летней годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Среди собравшихся было много почитателей памяти наших великих земляков – М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского. Кто-то принес на встречу несколько фотографий, выполненных весной 1933 года. На снимках были запечатлены усадьба Арсеньевой в Тарханах и дом Белинских в Чембаре. Историко-литературные памятники находились в запущенном состоянии и вызывали тревогу за свою дальнейшую судьбу. На этой встрече зашел разговор о том, что кто-то из людей, любящих свой край, должен привести их в порядок. А.П. Гусева, заведующая областной библиотекой имени М.Ю. Лермонтова, обратилась к А.И. Храмову:
– Александр Иванович, вы коренной чембарец, у вас богатый опыт культурно-просветительной работы. Почему бы вам не посвятить себя этому делу?.. Более подходящего человека среди нас сейчас нет…
– Хорошо, подумаю, – последовал ответ.
Это стало отправной точкой для А.И. Храмова: весной 1935 года он приехал в родной Чембар с твердым решением организовать музеи В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова. Чембарская общественность в этом его горячо поддержала. Но нужно было решение советского правительства. Зимой 1935 года Александр Иванович едет в Москву, в Наркомпрос, к Н.К. Крупской, с которой был знаком и встречался на совещаниях:
А, это вы, настойчивый Храмов, – проговорила Надежда Константиновна, увидав Александра Ивановича, – рассказывал Ф.А. Забнев. – Она внимательно выслушала его и одобрила инициативу чембарцев об организации музеев Белинского и Лермонтова.

Лермонтово. Митинг по случаю 125-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова
В.Г. Чудинов. 1939 год
Фотобумага, фотопечать черно-белая
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
По ее ходатайству на восстановительные работы государством было отпущено 100 тысяч рублей.
С весны 1936 года начались работы по благоустройству дома в Чембаре и усадьбы в Тарханах. В этом же году А.И. Храмова утвердили в должности их директора.
28 ноября 1937 года было принято специальное постановление Народного Комиссариата Просвещения РСФСР об организации музеев В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова. Специальный корреспондент «Известий» Чугай свидетельствовал, что в это время в будущем музее М.Ю. Лермонтова «не было ни одного гвоздя, который был бы вколочен без участия первого директора А.И. Храмова». Он был настойчив в осуществлении намеченных планов, не жалел ни сил, ни средств для достижения своей цели. Чембарский житель Н.Ф. Крестин вспоминал:
Я приехал посмотреть, как шла работа по штукатурке. Как раз подошла машина со станции Белинской с цементом. Шофер вышел и говорит: «Ну, Александр Иванович, и грязь! Едва доехал, пять раз тащили на себе!». (дорога была грунтовая). Цемента недоставало. Тогда Александр Иванович обратился к шоферу: «Иван Михайлович! Съезди еще разок! Ночью вернешься. Ну, не поспишь сегодня, ты парень здоровый, – вынимает свои золотые часы (память об отце) – А это тебе от меня в подарок». Через час машина опять ушла за цементом.

А.И. Храмов
Неизвестный фотограф. XX век
Фотобумага, фото тоновое
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
В короткий срок были отреставрированы мемориальные здания: в Чембаре – дом семьи Белинских, в Тарханах – усадебный дом и часовня-усыпальница М.Ю. Лермонтова, о чем свидетельствует «Постановление ВЦИК от 3 февраля 1938 года»: «… реставрационные работы по домам Лермонтова и Белинского, по восстановлению памятников, могил и другие работы, связанные с именами М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского, полностью закончены».
Наркомпрос обратился к директору Гослитмузея В.Д. Бонч-Бруевичу с просьбой помочь дому-музею М.Ю. Лермонтова создать первую экспозицию. 11 августа 1937 года Бонч-Бруевич писал А.И. Храмову: «Экспозиционным отделом Гослитмузея уже начата работа над экспозиционным планом музеев Лермонтова и Белинского. Общее руководство работой, разработка экспозиционного плана и разработка основных экспозиционных тем включены в производственный план Гослитмузея».
Большой заслугой Храмова было и то, что он сумел скомплектовать предметы обстановки и быта для музеев, а при содействии Гослитмузея приобрести изобразительные материалы (только для Тархан около полутора тысяч): гравюры и литографии ХIХ века, подлинные иллюстрации к лермонтовским произведениям, старинные книги, бронзу, копии с фамильных портретов, а также личные вещи М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского.
С большой долей уверенности можно предположить, что во всем поддерживала Александра Ивановича и его мама, Мария Ивановна Храмова, которая является автором «Записок воспоминаний старины». Эти мемуары – ценный источник сведений о большом историческом промежутке, который начинается с событий Пугачевского бунта и заканчивается первыми десятилетиями XX века. Есть в «Записках» и сведения о М.Ю. Лермонтове и его родственниках.
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу Лермонтова, а чуть позже, 30 июля, был торжественно открыт дом-музей Лермонтова: на площади перед часовней состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали более 2 тысяч человек.
Краевед, поэт и музейный работник Ф.А. Забнев свидетельствовал: «За все годы, отданные музею, у него не было ни одного выходного дня, повторяю: ни одного дня, – беру небо в свидетели, когда бы он ни вышел на работу на час ли, на два ли или на весь день. И в отпуске Александр Иванович числился лишь формально. Ежедневно приходил на работу и трудился…». Он любил свое дело, жил музеями, считал их своим детищем.
А если при Храмове заходила речь о его роли в создании указанных объектов культуры, он просто говорил, что «музеи организовало наше государство, а я-де простой исполнитель его воли, его слуга, если хотите».
Н.Ф. Крестин отзывался о А.И. Храмове еще и как об удивительно обаятельном и творческом человеке:
Всегда скромный, застенчивый, он всем знавшим его внушал глубокое чувство уважения к себе. Художник душой, он имел исключительное чувство понимания красоты, умел ценить и любить ее.
В ноябре 1944 года состоялось решение СНК РСФСР об отнесении музея Лермонтова к числу музеев республиканского значения XII класса с присвоением официального названия «Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова». И уже с января 1945 года музей перешел на республиканский бюджет, а дом-музей В.Г. Белинского остался на областном. Музеи были разделены на два самостоятельных объекта. Директором музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова был назначен старший научный сотрудник В.А. Корнилов, а А.И. Храмов занял пост директора дома-музея В.Г. Белинского.
Перед смертью Храмов признавался: «Все, к чему я стремился, – достиг. Слово, данное правительству о создании музея, выполнил». Он ушел из жизни скоропостижно, 18 января 1958 года, и был похоронен, согласно своей воле, в Пионерском парке, напротив музея В.Г. Белинского.