Церковь Марии Египетской, сохранившаяся с лермонтовского времени, находится на территории музея-заповедника. Построена она была на месте первого дома помещиков, в который поэта привезли полугодовалым ребенком из Москвы. Для бабушки Лермонтова первый дом был связан с двумя потерями: смертью мужа в 1810-году и дочери в 1817-м. Может быть, поэтому Е.А. Арсеньева продала его на слом. Строилась небольшая каменная церковь как теплый придел сельской церкви Николая Чудотворца.
Директор музея Т.М. Мельникова сообщает:
… в плане прямоугольная, имеет два портика – северный и южный, крыльцо с западного фасада. Под трапезной подвал … Сложена Церковь из красного обожженного кирпича на известковом растворе. Фундамент ленточный бутовый, цоколь, крыльца и паперти из камня-песчаника. Стены снаружи не штукатурены, а внутри штукатурены и побелены. Крыша железная1.
26 ноября 1820 года престол был освящен во имя Св. Марии Египетской (святой покровительницы матери поэта). Пензенский врач и журналист Н.В. Прозин пишет: «Эта церковь была домовым храмом помещицы, которая часто слушала здесь литургию и нередко приходила сюда молиться ко всенощной»2.
Во время строительства сельской церкви Михаила Архистратига, то есть в течение 14 лет, здесь совершались все обряды. Ребенком, а затем молодым человеком Лермонтов посещал церковь вместе с другими прихожанами. С 1821 года по1827-й он стал крестным отцом для 11 детей дворовых людей.
После смерти Арсеньевой праздничные службы в церкви совершались только на Пасху и в день Марии Египетской. В 1920-е годы службы уже не проводились, но интерьер сохранялся до 1929 года. Тарханский крестьянин И.И. Кузнецов вспоминал, что в апреле 1929 года был «снят крест с барской церкви и вынесены все иконы», а также «поставлен в ней клуб»3.
Музею здание передали в 1944 году, в 1960-х началось восстановление церковного интерьера и использование памятника для музейной экспозиции.
В 1964 году создана первая экспозиция, которая представила мемориальные иконы Архистратига Михаила, Марии Египетской, Спаса Нерукотворного, крест с распятием Христа, картину «Андрей Первозванный», манифест Николая I от 12 мая 1826 года, метрические книги из местных церквей с записями о Лермонтове, копии документов о перевозе тела поэта их Пятигорска в Тарханы.
В 1976 открыли вторую экспозицию «Так, я помню, пред амвоном…», где показывали частично восстановленный иконостас, сохранившиеся церковные утварь и метрические книги, материалы о тарханских священниках, указы Нижнеломовского духовного правления, манифесты Александра I, Николая I.
На основе исследований директора музея Т.М. Мельниковой и научного сотрудника П.А. Фролова в 1985 – 1988 годах были проведены реставрационные работы. В результате особым способом укреплены давшие трещины колонны, которым возвращен их первоначальный внешний вид. Отреставрирован купол, восстановлено ограждение на западной паперти, открыта западная дверь церкви.
14 апреля 2007 года престол церкви был вновь освящен. В соответствии с ансамблевым методом и принципом «живого музея» открыта новая экспозиция «Но чувство есть у нас святое…». Внутреннее убранство воссоздано на основе клировых ведомостей Нижнеломовского духовного правления начала XIX века, фотографии иконостаса 1923 года, описей церковного имущества 1924 и 1925 годов. Все иконы в храме лермонтовского времени. Экспонируются также метрические и исповедальные книги, Четьи-Минеи на сентябрь 1754 года, подаренная первой владелицей Тархан.
Новая экспозиция представляет «религиозную культуру эпохи в ее связях с жизнью и творчествомМ.Ю. Лермонтова, раскрывает понятия веры и памяти в творчестве и судьбе поэта, а также приобщает к культурным и нравственным истокам…»4.
В 2012 – 2013 годах, впервые за двести лет, были отреставрированы паперти, в 2016-м проведены работы по усилению оснований фундамента и колонн южного портика железобетонными сваями.
Сегодня в церкви, как и в лермонтовское время, проводятся богослужения.
- 1 Мельникова Т. Историческая справка по церкви Марии Египетской // Тарханский вестник. Вып. 2. Пенза, 1994. С. 4.
- 2 Прозин Н. Выдержки из моего дорожного портфеля. Село Тарханы // Пензенские губернские ведомости. 1867. №50.
- 3 Памятная книжка тарханского крестьянина Я.И. Кузнецова // Музей-заповедник «Тарханы». Коллекция основного фонда письменных источников. Инв. номер ЛОПИ-411. Л. 76об.
- 4 Кольян Т., Полукарова Л. «Но чувство есть у нас святое…». Научная концепция экспозиции церкви Марии Египетской (Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»). 2005 – 206 годы // Тарханский вестник. Вып. 19. М., 2006. С. 9.