От современников, лично знавших Михаила Юрьевича, они перешли к односельчанам нового поколения, уже не заставших поэта в живых, а от них через третьи-четвертые лица дошли до нас. В результате складывается легенда – произведение устного народного творчества, в которой порой трудно отличить правду от вымысла. Предания о М.Ю. Лермонтове объединяет одно свойство: во всех без исключения великий земляк предстает в образе очень привлекательного человека – доброго, отзывчивого, щедрого, гуманного. Уже с детских лет он для крестьян родного села – заступник перед бабушкой. В одной легенде говорится, как однажды повели дворовую девушку наказывать, а Миша остановил людей и кричит бабушке: “Не позволю бить”, а сам плачет. Елизавета Алексеевна вышла на крыльцо, отменила наказание и сказала: “Ишь защитник! Самого тебя побью за это”. (Из рассказа И.Д. Знаменского, р. 1866, со ссылкой на М.М. Коновалову). Г.П. Сорокин (р. 1868) подтверждал, что “когда Михаил Юрьевич был еще ребенком, он не позволял наказывать крестьян: бывало увидит, что мужиков ведут на порку, сейчас бежит к бабушке и говорит: “Бабушка, я запрещаю бить людей! Ведь мужики такие же люди, как и мы”. И барыня отменяла порку”. Впоследствии, когда Михаил Юрьевич уехал из Тархан (сначала на учебу в Москву, а потом в Петербург), крестьяне всегда ожидали его с нетерпением, потому что при нем отменялись наказания розгами, а бедные получали хлеб и одежду.
М.И. Грачунова (р. 1865) сообщала: “Слышала я от своей матери Анны Даниловны, которая работала в ткацкой при барском доме, что Михайло Юрьевич уродился по матери, которая была хорошая, часто приходила в ткацкую поговорить с народом и давала больным лекарства”. Е.Т. Баландина (р. 1831) отмечала, что “в молодости... Михаил Юрьевич был смугленький, черноглазый. Одевался летом в белые рубашки и поясок с кисточками”. Его часто видели в саду с книгами.
К детству М.Ю. Лермонтова относится пересказ И.Д. Знаменского – о любви к крепостной девочке: “Когда Миша подрос, то подружился с ровесницей – девочкой из дворовых. Красивая, говорят, была девочка. Полюбили они друг друга, да ненадолго: узнала об этом бабушка и разлучила их”.
Самой популярной стала легенда о том, как М.Ю. Лермонтов подарил тарханцам лес на избы и кирпич для печей, а те в ответ подарили молодому барину коня. Содержание ее сводилось к следующему.
После долгой отлучки приехал Михаил Юрьевич на побывку. Бабушка от избытка чувств не знала, чем его порадовать.
Ну, Мишенька, проси, что угодно, все для тебя сделаю, - пообещала будто бы она.
Внук сказал, что многие избы в селе обветшали, покосились от старости и вросли в землю. Пора бы заменить их новыми. Не ожидала бабка такого оборота дела, но все-таки вынуждена была согласиться дать лесу нуждающимся крестьянам.
Выложил М.Ю. Лермонтов перед бабкой и вторую просьбу: выделить им и кирпич для труб, чтобы избы топились по-белому.
Обещала она и кирпич.
Тогда Михаил Юрьевич назвал и третью просьбу: отпустить всех крестьян на волю, наделив их землей. Бабке отступать было некуда, и она дала слово уважить и третью просьбу. Первые две стали выполняться сразу же, а с третьей замешкалась. Все откладывала да откладывала. А тут и срок отпуска истек, и Михаил Юрьевич уехал, но перед отъездом напомнил Елизавете Алексеевне о своей последней просьбе. Она дала слово сделать так, как он просит. Но слова своего не сдержала. Будто бы барыню отговорила ее любимая холопка ключница Дарья Куртина.
В основе этой легенды лежат подлинные события. М.Ю. Лермонтов действительно выпросил у бабушки лес для изб своим землякам. В благодарность они, как гласит предание, вскладчину купили в Чембаре серого в яблоках коня и подарили своему любимому барину.
Побывавший в 1880 и 1881 гг. в Тарханах П.А. Висковатый уже тогда слышал рассказ о том, что “молодой барин” роздал 25 десятин лесу, и “все тогда и избы, и изгороди справили”. Новые жилища крестьяне строили будто бы “с резными фигурками коней на крышах” по желанию Михаила Юрьевича. “Такие избы, - рассказывали сторожилы в 1939, - простояли долго и впоследствии сгорели во время нескольких больших пожаров”.
Подарок крестьян А.Плесцов, 1954
По-особому, по-родственному, относился М.Ю. Лермонтов к кормилице Лукерье Шубениной и ее детям. Сохранился рассказ ее правнучки Устиньи Григорьевны Чуглиной (р. около 1870): “Прабабушка моя, Лукерья Алексеевна, была кормилицей Михаила Юрьевича, а дедушка Василий Иванович – его молочным братом.
Лукерью Алексеевну Миша страсть как почитал, словно мать родную. Называл он ее “мамушкой”. Бывало, когда приедет в Тарханы, так беспременно навестит свою мамушку. Зайдет, поздоровается, ребятишкам раздаст гостинцы, а ей иль материи на сарафан, а то даст бумажку (деньги).
Лукерья Алексеевна не раз ездила к нему в Москву, когда осенью возили провизию, и подолгу гостила там.
Семья наша имела большой дом, который отоплялся по-белому, и была освобождена от барщины. У Василия Ивановича, брата его молочного, много книг было. Миша его чтению научил. Сказывал дедушка, что Миша росту был среднего, в плечах широкий, лицом не больно красив, но уж больно приятный. Бывало прощается со своей кормилицей и говорит: “Жив буду, мамушка, всех вас награжу”. На стороне-то у него жизнь, видно, невеселая была. Бывало взгруснет он и скажет: “Только мне и жизни было хорошей, пока в Тарханах находился”.
Вся наша семья вспоминает его и слез удержать не можем; уж больно душевный был человек: “тогда-то, поди, и вовсе народ наш души в нем не чаял”.
О том же, о “жальливости” и о щедрости Михаила Юрьевича говорится в другом предании, о котором сообщила в 2003 году праправнучка кормилицы Наталья Васильевна Столярова (1915 – 2009). Сын кормилицы Василий Иванович умер в 1905 году и в семье еще живы были его рассказы о М.Ю. Лермонтове. “Прамдед Василий, - читаем в ее письме, - был отцом моий бабушки овдотьи и дедом мому отцу, а мать прамдеда Василия была Кормилицой Лермонтова”. Все эти данные подтверждаются документально.
От бабушка “Овдотьи”, т.е. от дочери Василия Ивановича, и внучка Наталья слышала не раз семейное предание, о котором написано так: “Когда подрос дед [правильно прадед], Лермонтов подарил ему 5 лошадей 5 коров 5 душ земли и дедушка Василий стал богатым, у него была маслобойка, дранка, пчелы...”.
Был ли М.Ю. Лермонтов крестным отцом своего младшего молочного брата, подтвердит нельзя, потому что метрическая запись о рождении и крещении Василия Ивановича не найдена. По другим данным считается, что Михаил Юрьевич был старше его на 3-4 года. У Василия Ивановича действительно имелись и маслобойка, и дранка, и пчелы. К реформе 1861 года он вместе со старшим братом Степаном Васильевичем владел 5-ю душевыми наделами земли, как и указано в предании Н.В. Столяровой (один надел составлял 4,5 десятины). Разумеется, все эти дары выделены были семье Лукерьи с согласия владелицы имения Елизаветы Алексеевны, но благодарность шла также и от родителей Михаила Юрьевича, и от него самого. Потому неслучайно благодеяния тарханских господ кормилице так тесно связаны с именем поэта.
Тарханские легенды о М.Ю. Лермонтове и его семье стали проникать в печать с конца XIX века. Висковатый использовал их в биографии поэта (1891), Шугаев – в записках “Из колыбели замечательных людей” (1898). Первый обзор легендам дан В. Корниловым в статье “Предания о великом земляке” (1939). Этот обзор значительно расширен тем же автором в путеводителе “Тарханы” (1948).
Страницы данного издания дают возможность ознакомиться с другими легендами: о кулачных боях в присутствии М.Ю. Лермонтова, о посадке им дуба и яблонь в тарханском саду, о совместном купании барчука с Василием Кормилицыным в Большом пруду и др., а также прочесть варианты уже известных преданий. Там же приведен рассказ современницы М.Ю. Лермонтова Елены Трофимовны Баландиной о перевозе праха поэта из Пятигорска в Тарханы в 1842 году. Землячке М.Ю. Лермонтова в это время было 11 лет. Вот что она запомнила: как пришла весть о смерти Михаила Юрьевича, Елизавета Алексеевна “стала хлопотать о перевозе тела в Тарханы. Снарядили наших тархановских и поехали на Кавказ. После рассказывали мужики, что в деревянном гробу он целехонький лежал, только потемнел немного. Вложили они деревянный гроб в свинцовый, запаяли его и тронулись обратно. Долго ездили мужики, далек был путь – три месяца туда и обратно”.
Фотография: правнучка кормилицы М.Ю. Лермонтова Наталья Васильевна Самлянова (в замужестве Столярова), 1960 год
Автор: научный сотрудник музея-заповедника “Тарханы” П.А. Фролов