Версия для слабовидящих
Logo
Май 2023. Автор - Семенов А.

О проекте

Тысячи почитателей гения Лермонтова ежегодно приезжают в «Тарханы» поклониться памяти поэта. С размещением представительства музея в сети Интернет возможность познакомиться с музеем, появится у еще большего количества людей.
Меню
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Издания, публикации
  • Услуги
  • Премии и конкурсы
  • Пушкинская карта
  • Медиа
  • Доступная среда
  • Схема проезда
Купить билет
Оценить работу музея-заповедника «Тарханы»

Всероссийский Лермонтовский праздник

  • Главная
  • ›
  • М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
  • ›
  • БИОГРАФИЯ
  • ›
  • "Кавказ! Далекая страна..."

"Кавказ! Далекая страна..."


Была в жизни Лермонтова удивительная, «волшебная страна», навсегда поразившая его поэтическую душу «лучшими, благодатнейшими впечатлениями»… Это Кавказ. Первая встреча с этим краем «суровой свободы» произошла еще в детстве. Желая поправить здоровье часто болевшего внука, Елизавета Алексеевна трижды отправлялась с ним в долгие путешествия к водам кавказским, целительная сила которых к тому времени уже была известна.

Чуткий ко всем явлениям природы, впечатлительный ребенок не мог не поддаться обаянию суровой красоты величественных гор. Их вид, заснеженные вершины вызывали у него восторг и дарили нескончаемый материал для фантазии. Через несколько лет, вспоминая об этом уже юношей, он впишет в свою тетрадку красноречивую строчку: «Горы Кавказские для меня священны» и обратится к ним с трогательным приветом:
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах; облаками меня одевали; вы к небу меня приучили и с той поры все мечтаю о вас да о небе…»

Не менее живой и непосредственный интерес он испытывал к гордым и свободолюбивым горцам. Великолепно знала их жизнь и обычаи Екатерина Алексеевна Хастатова. Родная сестра Елизаветы Алексеевны имела репутацию «авангардной помещицы» и за свое неженское бесстрашие снискала себе заслуженное уважение и известность не только у местного кавказского населения, но и далеко за пределами своего имения. В ее пятигорском доме Елизавета Алексеевна с внуком останавливалась всякий раз, когда приезжала на Горячие воды. Живописная усадьба находилась у подножия Машука, неподалеку от «кислосерного» источника и потому гостеприимную хозяйку каждый день навещало все «водяное общество».
Живые рассказы этой незаурядной женщины внучатый племянник слушал, как зачарованный, ему было интересно и необыкновенно все вокруг. И беседы о Кавказской войне, – их вели боевые офицеры, сослуживцы мужа Екатерины Алексеевны, генерала Хастатова, – и «мирные» горцы, приезжавшие в город, – их любознательный ребенок, пожалуй, рассматривал с особенным вниманием, любуясь их оружием, одеждой, молодецкой посадкой на коне… – и подъемы на вершину Машука, откуда видны были на много десятков верст кругом горы и вокруг туманные синие дали.

К лету 1825 г. Елизавета Алексеевна затеяла еще одну поездку к целительным источникам, о чем свидетельствовал журнал «Отечественные записки». В его августовском номере в июльском списке посетителей и посетительниц Кавказских вод перечислены представители всего «большого семейства» – бабушка, тетушки, кузины, словом все, с кем Елизавета Алексеевна отправилась на юг укреплять здоровье внука.
В тот год одиннадцатилетнему Лермонтову вместе с родными удалось побывать в Аджи-Ауле на горском народном празднике байрама. Его изумленному и восхищенному взору представилась живописная картина, которую образно описал П.П. Свиньин, очевидец этого яркого, запоминающегося действа. «Картина сия, поистине, достойна была кисти искусного художника… Прелестная долина, расстилающаяся под навесом грозной Бещтовой горы, покрыта была толпами самыми пестрыми, противуположными. Русские дамы в нарядах, дышащих Парижем, стояли вместе с черкешенками….Группы военных офицеров сливались с разнообразными костюмами столичных и провинциальных щеголей; там казаки, черкесы, ногайцы, рыскали на борзых конях своих; наконец, толпа песельников и музыкантов, расположенных по сторонам раскинутых палаток, все вместе представило весьма занимательное зрелище».

Копия с работы М.Ю. Лермонтова. На горячих водах, 1825 г. Бумага, акварель

Копия с работы М.Ю. Лермонтова. На горячих водах, 1825 г. Бумага, акварель

Но самое неизгладимое впечатление на будущего поэта произвел приглашенный на праздник Султам-Керим-Гирей, гордость горцев, первый «трубадур» Закубани, в описании П. Свиньина - «живописный, высокий мужчина средних лет, значительной наружности, великолепно одетый в шелковое полукафтанье…вооруженного богатыми пистолетами, шашками и кинжалом, - с арфою в руках». Пройдет семь лет и восемнадцатилетний Лермонтов, всецело увлеченный поэзией, увековечит самобытное его искусство в поэме «Измаил –бей»:

Вокруг огня, певцу внимая,
Столпилась юность удалая,
И старики седые в ряд
С немым вниманием стоят.
На сером камне, безоружен,
Сидит неведомый пришлец.
Наряд войны ему не нужен;
Он горд и беден — он певец! Дитя степей, любимец неба,
Без злата он, но не без хлеба.—
Вот начинает: три струны
Уж забренчали под рукою,
И, живо, с дикой простотою
Запел он песню старины.

В то яркое, памятное для него, пятигорское лето 1825 г. совсем еще юный Лермонтов пережил и первую свою детскую влюбленность в белокурую девочку «с глазами полными лазурного огня», приходившую играть в куклы к его кузинам. Свое «первое беспокойство страстей», свою мальчишескую сердечную тайну, он будет беречь ото всех и доверит ее только бумаге.
«Кавказ седой» — «жилище вольности святой» и его жители навсегда останутся в его сердце. Свои первые ученические и более зрелые поэтические опыты он посвятит этому «суровому краю свободы», в котором ему впервые привиделось сразу «все небо юга», краю, в котором ему легко мечталось и думалось. А горы, с их заснеженными вершинами на фоне пронзительно голубого неба, станут символом свободы.

С теплотой и отрадой вспоминал он свое пятигорское счастье дома, в Тарханах. Сначала была « игра в Кавказ», потом – попытки по памяти рисовать его пейзажи, а чуть позже, в неполные 14 лет, – желание писать о нем в стихах. Переезд в Москву, учеба в Благородном пансионе и университете, Петербург, Школа юнкеров…., но где бы он ни был, дорогой ему образ всегда волновал чувства и воображение:

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас….

И хотя он записал в одной из ученических тетрадей – «Все, все в этом крае прекрасно», но уже тогда осознавал, что так полюбившейся ему край – не только место завораживающей душу экзотики, но и место человеческих трагедий:

Там поразить врага
Не преступленье;
Верна там дружба,
Но вернее мщенье,
Там за добро –добро.
И кровь за кровь.
И ненависть безмерна
Как любовь…


А. Орловский. Два горца на лошадях, 1819 г. Бумага, автолитография


Неизвестный автор. Пятигорск. Гора Бештау, XIX век. Бумага, литография

Читать дальше ›

«Свободы прежде милый край» вновь принял М.Ю. Лермонтова в 1837 году.
В той, первой, ссылке за «непозволительные стихи», в которых он заступился за честь с юности любимого Пушкина, ему не довелось испытать себя в сражениях: " …Я приехал в отряд слишком поздно, — с огорчением сообщил он другу… слышал только два, три выстрела…". Но именно тогда, на Кавказе, в душе Лермонтова свершилось что-то очень важное, невидимое для посторонних глаз, но необходимое для его духовного развития: все его произведения, написанные впредь, отмечены знаком высокого художественного совершенства.

Большую часть времени пришлось беспрерывно странствовать то на перекладной, то верхом —«по казенной надобности». Подробности своих путешествий он охотно описывал С. Раевскому, близкому другу своего тарханского детства: «…изъездил всю Кавказскую линию вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже....ты видишь из того, что я сделался ужасным бродягой…право, я расположен к этому роду жизни». Не обошлось без опасных приключений, пришлось отстреливаться ─"чуть не попался шайке лезгин». Он с каким-то отчаянным удовольствием гнался с ними наперегонки, и, благодаря умелому владению кинжалом да превосходству своего коня, увернулся от них.

Ссылка одарила его близким знакомством с людьми «очень порядочными». Среди них - поэтесса Е. Ростопчина, родители и сестры однокашника Михаила Юрьевича по юнкерской школе Николая Мартынова, декабристы Сергей Кривцов и Валериан Голицын, приятель по пансиону В. Сатин. В его квартире Лермонтов встретился с лечившимся на водах В.Г. Белинским. Правда, при первой встрече они дуг другу не понравились. Как вспоминал Сатин, Лермонтов «на серьезные мнения Белинского начал отвечать разными шуточками, это явно сердило Белинского, который начинал горячиться; горячность же Белинского более и более возбуждала юмор Лермонтова, который хохотал от души и сыпал разными шутками». Сближение этих гениальных людей произошло чуть позже...

В Тифлисе Лермонтов познакомился с тогда только еще начинающим свою литературную карьеру азербайджанским поэтом и философом Мирзой Фатали Ахундовым, служившим переводчиком с восточных языков при канцелярии главноуправляющего Грузией. Вероятно, с его слов Лермонтов записал турецкую сказку «Ашик-Кериб», и у него же начал учиться «татарскому» (азербайджанскому) языку, о чем писал С. А. Раевскому: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, ─ да жаль, теперь не доучусь…»

Со своим другом, ссыльным декабристом А. Одоевским, Лермонтов часто бывал в гостеприимном доме грузинского поэта, князя А. Г. Чавчавадзе. Лермонтова рекомендовала в этой семье его петербургская родственница, троюродная сестра матери, П.Н. Ахвердова. Она воспитывала дочь князя Н. А. Чавчавадзе, будущую жену А.С. Грибоедова, двоюродного брата Одоевского. Поэт познакомился с этой удивительной женщиной когда она была в глубоком трауре. По преданию, в одну из тех памятных встреч, Нина Александровна подарила Лермонтову и Одоевскому на память кинжалы из коллекции своего мужа и отца. Кто знает, может быть этот подарок и описывает поэт в стихотворении «Кинжал»:

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза – жемчужина страданья…

Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Перестрелка в горах Дагестана, 1837-1838 гг. Холст, масло. Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Перестрелка в горах Дагестана, 1837-1838 гг. Холст, масло

Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Горец, 1830-1832 гг. Бумага, акварель. Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Горец, 1830-1832 гг. Бумага, акварель

Копия с рисунка М.Ю. Лермонтова. Пляска грузинок на плоской кровле, 1837 г. Бумага, карандаш. Копия с рисунка М.Ю. Лермонтова. Пляска грузинок на плоской кровле, 1837 г. Бумага, карандаш

Копия с рисунка М.Ю. Лермонтова. Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 г. Бумага, карандаш.
Копия с рисунка М.Ю. Лермонтова. Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 г. Бумага, карандаш

Испытать себя под чеченскими пулями «в настоящем, горячем деле, Лермонтову пришлось в 1840 году. Новой ссылке предшествовала дуэль с сыном французского посланника. Усомнившийся в национальном достоинстве русских, молодой и заносчивый француз услышал от Лермонтова ответ: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем себя оскорблять». Спор закончился поединком и Лермонтов, принимая вызов, четко осознавал, чем он рискует. Но Николай I принял в уважение причины, вынудившие поэта участвовать в дуэли – «…не по одному личному неудовольствию с бароном де Барантом, но более из желания поддержать честь Русского офицера». Наказание смягчили, определив его перевод из гвардии в действующую армию, в расквартированный на Кавказе Тенгинский пехотный полк. Так поэт вновь отправился в любимый край, на Кавказ, под пули: "Еду в действующий отряд, на левый фланг, в Чечню, брать пророка Шамиля…, а если возьму, пришлю по пересылке», — написал он в письме к другу.

«Расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством», он сразу обратил на себя внимание командования, следствием чего стало новое задание, сопряженное «с величайшею для него опасностью». Ему, офицеру штаба, была поручена команда охотников, по словам самого поэта - «нечто вроде партизанского отряда», доверить которую можно было не всякому. Потому что далеко не каждому, несмотря на требования дисциплины, она бы стала подчиняться. В ней были татары-магометане, кабардинцы, казаки, словом, люди всех племен и верований, встречавшихся на Кавказе, были и такие, что и сами забыли, откуда родом. Это были профессионалы войны, для которых опасность, удальство и лишения были привычным делом.

Огнестрельное оружие они презирали и резались только шашками да кинжалами. Её прежним командиром был Руфин Дорохов, чья легендарная храбрость не только не требовала сравнений, а сама служила её известным мерилом. Именно он одним из первых высоко оценил воинскую отвагу поручика Лермонтова: «Славный малый — честная, прямая душа…он пылок и храбр». Его похвала дорого стоила, т.к. Дорохов, как и многие офицеры-кавказцы, уважение человеку оказывал не по мундиру, а по боевым делам. Выбывший по ранению, он увидел себе замену в Лермонтове, и его мнение совпало с выбором не менее храброго генерала-лейтенанта Галафеева. Потому Лермонтов, принимая отряд друга под свое командование, держал экзамен еще и на командирскую зрелость. Почти месяц он выполнял задание командования и действовал во главе передового отряда, осуществлявшего по сути функции современного спецназа. «Нельзя было сделать выбора удачнее, — отмечал в наградной характеристике генерал Галафеев, — всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. Его всесторонняя одаренность и успешно перенятые у противника боевые качества партизанского отряда обеспечили их действиям максимальный эффект». И не только они. Для своих охотников Лермонтов за короткий срок стал непререкаемым авторитетом, совершенно входя в их привычный образ жизни, не позволяя себе излишних удобств и комфорта: спал на голой земле, ел с ними из одного котла, разделяя все тяготы боевого похода.

"Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем", ― пообещал он другу после выполнения задания. Но успел он рассказать лишь об одном своем сражении, самом страшном в его военной биографии, бое у речки Валерик, которую горцы называли "рекой смерти". Рассказал о нем по-мужски скупо, в письме, без излишних подробностей, но они читаются в каждом его предложении: "Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000; и все время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте… В овраге, где была потеха, час после дела пахло кровью". О том бое, длившемся "6 часов сряду», он и через несколько месяцев вспоминал, едва сдерживая волнение:

И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

Нетрудно понять, что чувствовал Лермонтов, вдоволь хлебнувший пота, крови, наглядевшийся на смерть и множество других, противоестественных для нормального взора эпизодов "физиологии" войны. Судя по стихам, в которых он исповедовался, страдания не ожесточили его, а привели новым размышлениям:

Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там в дали, грядой нестройной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной
И с грустью тайной и сердечной,
Я думал: "Жалкий человек.
Чего он хочет?… Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

Как человек православный и верующий, он войну ненавидел, но как воин, давший клятву верности Родине, прекрасно понимал, что обязан служить интересам ее целостности на Кавказе. Но все, что было им написано о горцах, в высшей степени человеколюбиво и гуманно по отношению к ним. Нет в них и следа животной ярости, ненависти, которые неизменно, пусть ненадолго, но охватывают человека в бою. "Я жизнь постиг!"― это было для него главным.
В Петербург, в отпуск, который выхлопотала Елизавета Алексеевна, надеясь на отставку, он приехал с готовым планом издания нового литературного журнала.. У него созрела идея написать о жизни трех эпох русских обществ, уже был задуман роман из кавказской жизни "с Тифлисом при Ермолове и цикл стихов под общим названием "Восток" «Я многому научился у азиатов – признается он издателю «Отечественных записок», —. и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания, зачатки которого и для самих азиатов, и для нас малопонятны <…>. Там, на Востоке, тайник богатых откровений".

Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Эпизод сражения при Валерике, 1840 г. Бумага, акварель. Копия с работы М.Ю. Лермонтова. Эпизод сражения при Валерике, 1840 г. Бумага, акварель

Неизвестный художник. Отстреливающийся казак, 1840-е гг. Бумага, акварель.
Неизвестный художник. Отстреливающийся казак, 1840-е гг. Бумага, акварель

‹ Назад

Категории


  • Легенды о М.Ю. Лермонтове в Тарханах, предания земляков
  • Образование М.Ю. Лермонтова в Тарханах
  • Библиотека Е.А. Арсеньевой и М.Ю. Лермонтова в Тарханах
  • Письма М.Ю. Лермонтова к Марии Акимовне Шан-Гирей
  • РИСУНКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА из альбомов Нарышкиных и Солнцевых
  • «Москва, Москва, люблю тебя как сын…»
  • «В дальном северном краю»
  • "Кавказ! Далекая страна..."
  • Аудиокнига И.Л. Андроникова "СЛОВО О ЛЕРМОНТОВЕ"
  • СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ О ЖИЗНИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
  • Музыкальность М.Ю. Лермонтова
  • Лермонтов-воин


Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1
Телефон: 8 (84153) 35601, 8 (937) 4035031
e-mail: mustarhany@mail.ru
ИНН 5810001139
Порядок обработки персональных данных
Способы оплаты

Карта сайта

  • Главная
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Пушкинская карта
  • Выставки
  • Медиа

Поиск

Социальные сети

План усадьбы

План усадьбы Скачать карту (JPG-286 Кбит)

 
© Музей-заповедник "Тарханы".
Разработка сайта – WAYDEV
Логотип радиостанции Орфей
Год театра в России
Ссылка на сайт Объясняем.рф
Логотип добровольцыроссии.рф