
Виктор Андроникович Мануйлов родился 4 сентября 1903 года в Новочеркасске в семье врача. После окончания школы в 1921 году добровольно вступил в Красную Армию в качестве работника культпросвета и одновременно учился в Бакинском государственном университете, который успешно окончил в 1927 году. Тогда же Виктор Андроникович переехал в Ленинград, и остался верен городу на Неве до конца жизни. В годы Великой Отечественной войны был уполномоченным Президиумом АН СССР по Институту литературы (Пушкинский дом), сотрудники которого отмечали, что ему во многом обязаны сохранением музейных и архивных ценностей и самого исторического здания.
Одним из главных дел его жизни было лермонтоведение. Им были изучены архивы, опубликованы изыскания в журналах, написаны комментарии для пятитомного собрания сочинений поэта, которое вышло в 1934 – 1937 годах под редакцией Б.М. Эйхенбаума, составлена биографическая канва жизни поэта, отредактирован первый том «Материалов для библиографии М.Ю. Лермонтова» и многое другое. Предметом исследования его кандидатской и докторской диссертаций также стали жизнь и творчество поэта. Научным итогом многолетнего изучения М.Ю. Лермонтова явилась Лермонтовская энциклопедия – свод сведений о поэте, его окружении, предшественниках и последователях в русской и мировой литературе, об отражении его сюжетов и образов в других видах искусства. Д.С. Лихачев вспоминал о процессе работы В.А. Мануйлова над изданием:

Мануйлов Виктор Андроникович
Неизвестный фотограф. Середина XX века
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Он никогда не опасается привлечь к делу новых, еще не испытанных в научных трудах помощников. Случайные, неуверенные, слабые сами отстанут, по его убеждению – отойдут в сторону, зато в работе раскроются деловые качества и возможности тех, кто может участвовать в научном процессе. И тут щедрость, с которой В.А. Мануйлов готов отдавать свое время, силы, замыслы статей, не имеет границ... Взяв на себя всю тяжесть неблагодарной организационной и редакторской работы и думая только об интересах издания, В.А. Мануйлов легко отказывался от написанной статьи для энциклопедии, если для нее находился другой автор. При этом ему были чужды не только материальные интересы, но и ранимость авторского самолюбия, часто являющаяся помехой в коллективных начинаниях.
Часто бывает так, что фундаментальные труды закрывают другие важные черты и свойства человека. Мало кто знает, что В.А. Мануйлов был не только ученым, но и творческой личностью. Это совсем не удивительно – известному лермонтоведу довелось общаться с целым сонмом знаменитых людей. Среди них С. Есенин, В. Маяковский, М. Волошин, А. Ахматова, Вс. Рождественский. О многих из них Виктор Андроникович оставит ценные воспоминания. «Входной билет» в общество литераторов дал В.А. Мануйлову «последний поэт деревни».
Вот как описывает начинающий литератор знакомство с С. Есениным 4 августа 1921 года в Москве, в кафе имажинистов «Стойло Пегаса», бывший в то время студентом Виктор Андроникович:
Беседуя с моими новыми знакомыми, Есенин с любопытством поглядывал на меня. Потом первый заговорил: «А ты, братик, откуда?» Я отвечал. Есенин присел рядом на красный диванчик и спросил, пишу ли я стихи и нет ли у меня их с собой. Так мне посчастливилось не только познакомиться с Есениным, но и в тот же вечер дать ему посмотреть бывшую со мной тетрадочку моих стихов. <...> Он прочел, нет, просмотрел бегло и зорко несколько стихотворений и заговорил не о мелочах, а о самом главном, о том, что составляет поэзию. Доброжелательно, никак не подчеркивая своего превосходства, сказал, что стихи пока еще такие, как пишут многие, но продолжать стоит, может быть, что-нибудь получится, главное же – овладеть своим голосом, ничего не выдумывать, а писать свое и о себе, чтобы ни на кого не было похоже.
По рекомендации С. Есенина В.А. Мануйлов был записан в Союз поэтов и получил членский билет. Через несколько лет Виктору Андрониковичу посчастливилось прочесть известному поэту посвящение:
Есенин, здравствуй! Снова, снова
Идущий впереди меня,
Ты даришь солнечное слово,
Российской удалью звеня!
Ты помнишь? Русой головою
Ты первый мне кивнул слегка,
Когда за строчкою кривою
Хромала каждая строка.
И вот твоей зарей разбужен,
Твоими строфами бурля,
Я сразу понял: ты мне нужен,
Как воздух, солнце и земля.
В «Тарханах» В.А. Манулов впервые побывал в 1936 году. Затем снова приезжал, интересовался делами уже созданного музея, давал советы. В Пензе вышло несколько книг ученого. Под его руководством были организованы Лермонтовские конференции в разных городах страны, в том числе и прошедшая в 1964 году в Тарханах, в которой ученый принимал участие лично.
Познакомившийся с В.А. Мануйловым в те годы Н.М. Инюшкин оставил любопытные воспоминания об ученом:
Виктор Андроникович удивительно говорил. Это была какая-то магия слов, за которыми всегда ощущалась острая мысль, вооруженная поразительным знанием любой обсуждаемой темы. <...> Дело было летом 1964 года, когда в Пензе проходила одна из первых Лермонтовских научных конференций. Я тогда жил в Москве и ... не мог на ней присутствовать. В.А. Мануйлов ... был в числе организаторов, и вот мы с женой провожаем его до аэропорта в Быково... Субботний день, народу в электричке полно, много ... раздраженных людей. <...> Так вот буквально через три минуты после отправления поезда начал Мануйлов развлекать нас рассказом о входивших тогда в моду НЛО и внеземных цивилизациях. Говорил он, в общем-то, для нас и вовсе не громко. Но прошло несколько минут, и в нашем конце вагона смолкли разговоры, а еще через некоторое время пассажиры дружно шикали на каждого, кто мешал прислушиваться к словам человека в зеленой тюбетейке.

Мануйлов Виктор Андроникович
Неизвестный фотограф. Середина XX века
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Сохранились и «оживляющие» представление о В.А. Мануйлове воспоминания о его присловье: «Очень интересно», – любил повторять Виктор Андроникович, что вполне соответствовало складу его пытливого ума.
С таким девизом прошел ученый по жизни, оставив «Тарханам» не только добрые воспоминания о себе, но и богатейшее материальное наследие – личную библиотеку – шесть с половиной тысяч томов (!) – факт, который ставит В.А. Мануйлова в один ряд с крупными меценатами за всю историю пензенского края. О знаменитом даре ученого читайте статью Дар ученого (Библиотека В.А. Мануйлова в книжной коллекции музея-заповедника «Тарханы»).
Сегодня в музее-заповеднике «Тарханы» свято хранят память об ученом: архивные фотографии, письма, его бесценную библиотеку.
Формула успеха В.А. Мануйлова состояла не только в необычайном трудолюбии, эрудиции, но и в том, что он считал себя счастливым человеком. Книгу воспоминаний о своей долгой жизни он так и назвал «Записки счастливого человека».