«Я решился изложить драматически происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет.
Лица, изображенные мною, все взяты с природы; и я желал бы, чтоб они были узнаны, — тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей.... Но пускай они не обвиняют меня: я хотел, я должен был оправдать тень несчастного!....
Справедливо ли описано у меня общество? — не знаю! По крайней мере оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!...
И этому обществу я отдаю себя на суд».
Отрывок из юношеской драмы М.Ю. Лермонтова «Странный человек», 1831 г.
Юношеская драма М.Ю. Лермонтова, 1831 год.
На обложке тетради помета: “Странный человек. Романтическая драма. 1831 года кончена 17 июля. Москва”. В августе-октябре в пьесу были введены еще две сцены и монолог Арбенина. М.Ю. Лермонтов вновь переписал текст, на обложке беловой рукописи сделал надпись: “Странный человек. Романтическая драма. Москва, 1831 года”.
Во вступлении к драме поэт указал: “Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет. Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтоб они были узнаны, - тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей...”.
В драме “Странный человек” нашла отражение история отношений М.Ю. Лермонтова с Н.Ф. Ивановой, адресатом лирического цикла 1830-1832 гг. Мотив измены и вероломства становится основным в произведениях, посвященных ей. Героине “Странного человека” переданы имя и отчество Н.Ф. Ивановой, черты ее внешнего и внутреннего облика. В текст пьесы намеренно введены стихи, посвященные Н.Ф. Ивановой. Ощущение подлинности изображаемых событий подчеркивается драматургической конструкцией, состоящей из датированных сцен, что придает пьесе характер дневника.
В значительной степени автобиографичен образ Владимира Арбенина. В рассказе служанки Аннушки о детстве Владимира: “А, бывало, помню (ему еще было три года), бывало, сударыня посадит его на колена к себе и начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся!..” - отражены собственные воспоминания М.Ю. Лермонтова. В автобиографической заметке 1830 года он писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”. Сюжетная линия, связанная с родителями Арбенина, далека от реальных фактов биографии М.Ю. Лермонтова, общим является лишь факт семейного разлада и вызванные им переживания героя.
Фамилии персонажей Белинской и Заруцкой, вероятно, тоже взяты Лермонтовым из воспоминаний о тарханском детстве, т.к. они принадлежали реальным лицам из чембарского окружения мальчика: чембарский лекарь Г.Н. Белынский, по преданию, лечил маленького Мишеля от золотухи, Д.Ф. Заруцкий был помещиком с. Тархово, где М.Ю. Лермонтов бывал. В Тархове жила семья Мосоловых, близких знакомых Е.А. Арсеньевой, жестоких крепостников, быт которых мог дать материал для создания в пьесе антикрепостнической сцены (рассказ мужика: “Сечет, батюшка, да как еще...за всякую малость, а чаще без вины”). Прототипом жестокой барыни-самодурки называют также чембарскую помещицу М.Я. Давыдову.
Идейно и тематически драма “Странный человек”родственна написанной годом ранее драме “Menshen und Leidenschaften”, из которой заимствованы ряд реплик, монологов и даже явлений. В пьесе “Странный человек” драматургический конфликт построен на столкновении независимого в мыслях и поступках героя с обществом, которое характеризуется главным героем так: “Оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!..”.
Автор: научный сотрудник музея-заповедника “Тарханы” Т.Н. Кольян.
Иллюстрации: драма М.Ю. Лермонтова “Странный человек” в постановке Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского, 1964 г.
Для справки: «Странный человек», пожалуй, самый знаменитый лермонтовский спектакль Пензенского драматического театра, вышедший в год 150-летия со дня рождения Михаила Юрьевича. Пьеса Лермонтова, во многом автобиографическая, написанная в 1831 году, ставилась на сцене всего четыре раза, начиная с 1916 (утренники в Московском драматическом театре Суходольских). «Лермонтовская энциклопедия» сообщает о пензенском спектакле, премьера которого состоялась 7 октября 1964 года: «В советские годы наиболее заметной была постановка Пензенского театра (1964, режиссер Ю. Гранатов, художник Г. Епишин, в ролях: Арбенин — В. Стебаков, Арбенина — Э. Александрова, Владимир — Э. Соловьян, Загорскина — Т. Коковкина, Наташа — М. Тамбулатова, Софья — Л. Лозицкая, Заруцкий — И. Смакин). Считая, что пьеса не отвечает требованиям сцены, и добиваясь “более глубокого раскрытия ее идейного пафоса”, режиссер создал собственный сценический вариант, включив в него фрагмент из пьесы Лермонтова “Люди и страсти”, добавил сцену бала, где Владимир читает поздние эпиграммы Лермонтова, ввел эпизоды, о которых известно только из разговоров действующих лиц».
А в январе 1965 года спектакль «Странный человек» был дважды показан на самой престижной сцене столицы — в только что открытом Кремлёвском Дворце. Перед началом спектакля вдохновенно и увлекательно выступил известный лермонтовед, мастер художественного рассказа, народный артист СССР Ираклий Андроников. Его слово открыло спектаклю путь к успеху и доверию московского зрителя к пензенскому театру.
Печать восторженно отмечала: «И был успех! И все, что ему сопутствует. Овации, цветы, из зала неслось: “Браво, Пенза!”, и занавес поднимался много раз».
Источник: Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского