Он ушел из жизни в 26 лет 10 месяцев, в том возрасте, в котором многие писатели только начинают. Ко времени, когда Россию поднял на дыбы поэтический памфлет «На смерть Пушкина», у молодого автора уже было 300 стихотворений (3/4 написанного), 24 поэмы (из 29), 5 драм, два незаконченных романа. Можно только представить, что ожидало бы русскую и мировую литературу, если бы судьба уготовила Лермонтову жизненную стезю такую же длинную, как Л.Толстому. Лев Николаевич, кстати, сокрушался: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!».
В университете будущий поэт проникает в глубины классической философии, главным образом немецкой. Но философия воспринималась не отвлеченно, а как путь размышления, на котором обретали целостную идейную программу его эстетические взгляды и великая цель – «венец стремления, когда она необходима». Черта эта глубоко национальная, характерная для русского писателя.
Гениальность произведений Лермонтова в том, что обращены они к очищению человека (изуродованного и социальными обстоятельствами тоже) от нравственной скверны. Лермонтов сосредоточился исключительно на анализах соотношений в человеке света и тьмы, благородной силы и слабости, идеально-высокого с низменно-пошлым, что наиболее отчетливо проявилось в «Маскараде».
Содержание поэмы связывают обычно с критикой аристократической среды, с осуждением «реакции», наступившей якобы в России после разгрома декабристов. Да, Лермонтов не в восторге от морали высших светских кругов, и все же главное в драме – вопрос о том, как жить. Жить ли по совести, оправдывая свое появление на свет добродеянием и трудом, или полагая, что человеческая жизнь – «игра», где побеждает лишь «сильный» да «изворотливый», пренебрегая честью, демонстрируя тем самым трагический смысл существования человека на земле, когда он расходится с законами Мироздания, нравственными принципами, данными свыше. Обращаясь к теме «игры», «маскарадности», Лермонтов поднимал одну из самых злободневных социально-философских тем не только своего времени, но и последующих десятилетий, вплоть до наших дней. Доверившись философии эгоизма, главный герой Арбенин терпит жизненный крах и гибнет. «И этот гордый ум сегодня изнемог», – сказано в конце пьесы. Изнемог не столько в борьбе с «коварствами» света, но в борьбе с самим собой в усилиях обозначить посредством своей «гордыни» ложь как истину...
В университете будущий поэт проникает в глубины классической философии, главным образом немецкой. Но философия воспринималась не отвлеченно, а как путь размышления, на котором обретали целостную идейную программу его эстетические взгляды и великая цель – «венец стремления, когда она необходима». Черта эта глубоко национальная, характерная для русского писателя.
Гениальность произведений Лермонтова в том, что обращены они к очищению человека (изуродованного и социальными обстоятельствами тоже) от нравственной скверны. Лермонтов сосредоточился исключительно на анализах соотношений в человеке света и тьмы, благородной силы и слабости, идеально-высокого с низменно-пошлым, что наиболее отчетливо проявилось в «Маскараде».
Содержание поэмы связывают обычно с критикой аристократической среды, с осуждением «реакции», наступившей якобы в России после разгрома декабристов. Да, Лермонтов не в восторге от морали высших светских кругов, и все же главное в драме – вопрос о том, как жить. Жить ли по совести, оправдывая свое появление на свет добродеянием и трудом, или полагая, что человеческая жизнь – «игра», где побеждает лишь «сильный» да «изворотливый», пренебрегая честью, демонстрируя тем самым трагический смысл существования человека на земле, когда он расходится с законами Мироздания, нравственными принципами, данными свыше. Обращаясь к теме «игры», «маскарадности», Лермонтов поднимал одну из самых злободневных социально-философских тем не только своего времени, но и последующих десятилетий, вплоть до наших дней. Доверившись философии эгоизма, главный герой Арбенин терпит жизненный крах и гибнет. «И этот гордый ум сегодня изнемог», – сказано в конце пьесы. Изнемог не столько в борьбе с «коварствами» света, но в борьбе с самим собой в усилиях обозначить посредством своей «гордыни» ложь как истину...