Источник: https://armenia.im «Портал независимых армянских журналистов»
Также по теме: Лермонтовские выставки в Армении
...Совсем недавно в Музее русского искусства открылась новая выставка – «Лермонтов и Врубель». Известно, что художник иллюстрировал многие произведения писателя и поэта, которые до сих пор считаются непревзойденными по остроте психологической характеристики действующих лиц.
Выставка стала возможной благодаря инициативе Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» при содействии ереванского Российского центра науки и культуры. Но она была не единственной. Прошли еще две, не менее интересные: «Их знал Лермонтов» – в ереванском Российском центре науки и культуры, где Лермонтов был представлен в качестве художника со своими портретными изображениями родственников, друзей, сослуживцев, государственных деятелей, литераторов, дам, которым он посвящал стихи, и «Лермонтов-художник» в Музее Мариам и Ерануи Асламазян в Гюмри. Цель этих выставок – не только популяризация жизни и творчества Лермонтова, но и отражение роли Кавказа в жизни знаменитого поэта и его связей с Арменией.
В эти дни в ереване находилась ученый секретарь музея «Тарханы» Юлия Саблина, она рассказала о выставках и армянских связях Лермонтова.
– Говорить о Лермонтове и не говорить о Кавказе просто невозможно. Лучшие произведения Лермонтова, ставшие шедеврами мировой литературы, навеяны и написаны именно Кавказом. Мы признательны Российскому центру науки и культуры, который на наше предложение откликнулся с невероятной теплотой, а когда мы приехали сюда, почувствовали эту теплоту вдвойне и еще больше прониклись симпатией к армянскому народу. Мы подготовили целую программу на четыре дня, в которую входят проведение на базе школ и университетов Еревана виртуальных экскурсий по Музею-заповеднику «Тарханы», мастер-классы, чтение лекций. Я думаю, наше сотрудничество будет продолжаться и дальше.<...>
– Расскажите об армянских связях Лермонтова.
Их немало: родная сестра бабушки Лермонтова Екатерина Столыпина выходит замуж за Акима Хастатова, чей отец Василий Хастатов – представитель древнего армянского рода, держит знаменитые заводы по обработке шелка, строит завод по производству шелка на границе с Чечней. Лермонтов приезжает в их имение, Шелкозаводское, еще 10-летним ребенком, а в следующий раз – уже будучи офицером. И участвует в боевых действиях, которые разворачиваются на Кавказе.
Еще один интересный факт: когда в 1837 году Лермонтов находится в кавказской ссылке за стихотворение, посвященное Александру Пушкину «Смерть поэта», в одном из писем своему другу Раевскому он пишет, что изъездил Кавказ вдоль и поперек, от Кизляра до Тамани, был также в Шуши.
Правда, сегодня этот факт оспаривается, но это письмо Лермонтова. Нам не хватает архивных документов. Вероятно, их можно найти, скорее всего, в архивах Армении, Карабаха, Грузии с целью уточнить, какие воинские части находились в октябре-ноябре 1837 года в Шуши.
Возвращаясь к Шуши, еще один факт: троюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей – внук той самой Екатерины, что проживала в Шелкозаводске, был уездным начальником Шуши, и в 1871 году под его руководством начинается строительство дороги, которая и сегодня соединяет Шуши со Степанакертом.
Если вспомнить знаменитое произведение Лермонтова «Ашиб Кериб», написанное на фольклорной основе, то на принадлежность этой сказки своей культуре претендуют многие народы: она есть и в армянском фольклоре, и в грузинском, и в азербайджанском. Но армянские исследователи доказывают, что Лермонтов берет свой сюжет и основное его направление именно из армянского фольклора. И на сегодняшний день эти доказательства гораздо сильнее и убедительнее всех остальных. Ведь сейчас пишут кто что может. Каждый себя может назвать лермонтоведом. А для нас факты – главное.
Хочу упомянуть и великого армянского актера Петроса Адамяна. Во время гастролей в Петербурге после того, как он прекрасно сыграл Арбенина в «Маскараде», русские театральные критики дали такую оценку: «Должен был приехать армянский артист, чтобы доказать нам, что Лермонтов истинно театральный драматург». После гастролей Адамяна драма «Маскарад» вошла в репертуар знаменитого Александринского театра, на сцене которого до этого в основном ставились водевили и комедии.
– Вы упомянули лермонтоведов. В данном контексте, думаю, уместно вспомнить Ираклия Андроникова.
– Этот удивительный человек сделал очень многое, исследуя творчество Лермонтова. А еще благодаря именно ему многие вещи, связанные с поэтом, поступили к нам в музей. Если говорить в целом о наследии Лермонтова, то оно разбросано по всей нашей стране, много чего находится за границей. И Андроников сыграл немалую роль в деле их собирания. Примером может служить знаменитый автопортрет Лермонтова, который хранится в нашем музее. Когда-то поэт подарил его своей возлюбленной, а та вышла замуж за другого и отдала портрет на хранение своей подруге. Подруга в свою очередь тоже вышла замуж за немецкого дипломата и уехала в Германию. Портрет до 70-х годов ХХ века находился там. Но никто об этом не знал. А мы продолжали поиски этой картины. И лишь Андроникову совершенно случайно удалось его разыскать и вернуть в Россию. Какими путями – это отдельная история.
– А что вы скажете по поводу выставки «Лермонтов-художник»?
– Если говорить о его живописном и графическом наследии, это свыше 500 работ: 13 – маслом, 51 – акварелью и свыше 450 рисунков – карандашом. Его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает. Основная масса посвящена Кавказу. Лермонтов как художник – это еще одна грань его невероятного таланта. И далеко не каждый об этом знает. По рисункам можно проследить его жизнь и хронологию всех его путешествий. Выставка не только расширяет представление о талантливом писателе, поэте, драматурге, художнике, но и рассказывает в целом его биографию.
Елена ГАЛОЯН
«Голос Армении»