
На сайте журнала «Русский репортер» (РР), которое позиционирует себя как «Первое общественно-политическое издание для активного среднего класса России», в свободном доступе опубликована статья «10 героев русской литературы», в числе прочих, 4 позицию занял Степан Парамонович Калашников из «Песни о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове».
Фрагмент статьи: «... Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» — то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка».
«Весёлые ребята» вряд ли не ведают, что творят. В списке «героев» над №4 значится Степан Парамонович Калашников. Представлен он (в стиле бездумного дебилизма) прямо по «анкетным» данным. Видимо, это почитается остроумным. Годом создания произведения ошибочно указан 1838-это год публикации, создана «Песня…» — в 1837. Название произведения дано неверно. В разделе «В чём суть» подчёркнуто, что «Лермонтов не увлекался темой богатырства»: конечно, не увлекался, потому, что он был серьёзно занят этой идеей: сам русский народ он представлял себе в виде богатыря. И, конечно, он не писал «романтических поэм про дворян, офицеров, чеченцев и евреев», хотя они были в числе других действующих лиц. Этот приём подмены служит профанации художественных и этических достоинств Лермонтовских произведений. Фамилия «Калашников» ассоциируется не только со знаменитым автоматом, как намекает автор, она хорошо известна и тем, кто изучает русский фольклор, и знакомым с русской историей, и лермонтоведам. Безусловно, Степан Парамонович оскорблён, но это оскорбление он воспринимает не только как муж, но и человек, отвечающий за всю семью, как личность, сознающая попрание справедливости, поэтому бьётся он «За святую правду-матушку». Если это ничего не говорит современным клоунам от литературы, то это и их вина, и беда: «Надо любить Россию» (Н.В. Гоголь).
Запускать подобные «штучки» в интернет означает, на старом, но адекватном случаю языке, совершать идеологическую диверсию с целью разрушения системы нравственных ценностей у людей, которым недосуг читать произведения родной классической литературы, знакомиться с богатым культурным наследием прошлого. Ясно, что отнюдь не для друзей России и русской культуры и не ими её литературные герои могут быть представлены в нелепом виде.
заместитель директора по научно-исследовательской работе
Государственного Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы"
Олег Сергеевич Пугачёв
Обсудить статью можно на блоге музея-заповедника «Тарханы»