
Н.С. Мордвинов
Г. Гиппиус. 1825 год
Бумага, литография
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Гостиную барского дома в «Тарханах» украшает портрет видного государственного деятеля – Н.С. Мордвинова, который имеет непосредственное отношение к семье М.Ю. Лермонтова.
Николай Семенович Мордвинов – граф, адмирал, политик, по одной из версий, родился 12 мая 1755 года в Петербурге. Он получил хорошее образование, был одарен недюжинным умом, свободно владел шестью иностранными языками, обладал литературным дарованием.
Сама Екатерина II отмечала, что доклады Мордвинова «писаны золотым пером», указывая на его умение красноречиво и убедительно излагать свои мысли. Видимо эти качества позволили ему прослужить при одной императрице и трех императорах.
Екатерина II
Неизвестный автор. XIX век
Бумага, гравюра
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
С самого детства Николай Семенович, сын Семена Ивановича Мордвинова, русского адмирала, героя Семилетней войны, снискавшего себе славу на Балтике, был знаком с придворным кругом. В 10-летнем возрасте был взят Екатериной Великой во дворец для совместного воспитания с великим князем Павлом Петровичем. Но вскоре отдан отцом на службу во флот гардемарином. С целью усовершенствования навыков морского дела Николай Семенович провел несколько лет в Англии. Дочь английского консула в Ливорно Генриетта Коблей стала впоследствии его супругой и переехала в Россию (их дочь Вера станет супругой родного брата бабушки М.Ю. Лермонтова Аркадия Алексеевича Столыпина).
В 29 лет он уже командир корабля. В 34 – контр-адмирал. В 42 года – адмирал. Во время второй турецкой войны Мордвинов, командуя Севастопольской эскадрой, возглавлял осаду с моря, бомбардировку и штурм крепости Очаков.
С 1792 года Н.С. Мордвинов командовал Черноморским флотом. Был ближайшим помощником по морским делам императора Павла I.
Павел I
П. Борель. Первая половина XIX века
Бумага, литография
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
При Александре I «назначен присутствовать в учрежденном при дворе его величества Совете» (Государственный совет) и вскоре с образованием в 1802 году министерств назначен первым морским министром в истории России. Интересно, что за три месяца, которые он занимал эту должность, Мордвинов ратовал за освобождение матросов от тяжелых работ, «чтобы во всех командах в ведомстве Адмиралтейств-коллегии состоящих при распределении людей по разным казенным работам наблюдаема была как между трудностию работы и силою человеческою, так и между сею же силою и суровостию климата совершенная соразмерность». Н.С. Мордвинов был сторонником модернизации технической составляющей флота, развития справедливых и гуманных начал в управлении личным составом.
Несмотря на то, что вскоре он оставил службу, его жизнь и деятельность была связана с высшими государственными должностями и деятелями, одним из которых стал М.М. Сперанский. Величайшие умы столетия подружились. Их сблизила общность взглядов, в частности Мордвинов принял деятельное участие в составлении плана новой системы финансов. Однако ссылка Сперанского на время пошатнула и положение Мордвинова. В 1812 году он приехал в Пензенскую губернию в с. Столыпино (ныне Междуречье Никольского района), где прожил некоторое время.
В целом это был крупный помещик. У него были имения в Крыму, Белоруссии, Воронежской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской Оренбургской губерниях общей площадью 100 тыс. десятин. При этом он стал автором проекта постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа крестьянами личной свободы без земли по довольно высокой цене (2 тыс. руб. за каждого взрослого работника). «Человек без личной свободы всегда малодеятелен», – утверждал реформатор.
Н.С. Мордвинов имел репутацию самого либерального человека в правительстве. «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», – писал о нем А.С. Пушкин. Интересно, что определенное покровительство Н.С. Мордвинов оказывал К.Ф. Рылееву, устроив его на службу в Российско-американскую компанию. А печально известный впоследствии декабрист прославил его в оде «Гражданское мужество»:
Но нам ли унывать душой,
Когда еще в стране родной,
Один из дивных исполинов
Екатерины славных дней,
Средь сонма избранных мужей
В совете бодрствует Мордвинов?
Впоследствии Н.С. Мордвинов вошел в историю как единственный из 72 членов Верховного уголовного суда, который отказался подписать смертный приговор участникам восстания на Сенатской площади. Это обстоятельство не помешало ему 25 июня 1834 года иметь честь быть возведенным «в Графское Российской Империи достоинство».
К.Ф. Рылеев
Неизвестный автор. XIX век
Бумага, литография
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
В частной жизни он представлял образец семьянина, хлебосольного и гостеприимного хозяина. Свободное время любил посвящать садоводству.
Убедиться в этом мог и сам Лермонтов: в августе 1832 года поэт навестил Веру Николаевну, жившую в тот период у отца на даче близ Петергофа. Спустя два года, после смерти В.Н. Столыпиной, ее дети жили у дедушки в его петербургском доме, где также бывал поэт, особенно друживший с одним из внуков Николая Семеновича – Алексеем Аркадьевичем Столыпиным (Монго). Через Мордвинова Е.А. Арсеньева хлопотала о Лермонтове, когда он попал в свою первую ссылку на Кавказ в 1837 году.
На протяжении семнадцати лет Н.С. Мордвинов состоял в должности председателя Вольно-экономического общества (одно из старейших научных обществ России, по сути первая общественная организация Российской империи, созданная еще Екатериной II). Именно в ВЭО впервые заговорили об открытии в разных частях Российской империи публичных библиотек. Эта инициатива принадлежала Николаю Семеновичу. В апреле 1830 г. Мордвинов обратился к министру внутренних дел А.А. Закревскому с предложением организации общественных библиотек для развития народного образования и просвещения:
…во-первых, это возрождение духа общественности и взаимных советов у жителей, кои ныне не имеют общего места для встречи и рассуждений о делах, касающихся успехов просвещения и промышленности; во-вторых, открытие большого сбыта для хороших сочинений по части науки и промышленности, кои доселе у нас почти не имеют хода, а чрез то многие из ученых людей обратятся к изданию полезных книг; в-третьих, открытие мест, в коих могут посылать для обнародования сочини тели, изобретатели машин и усовершенствованных способов промышленности и предприниматели разных нововведений – свои проекты, рассуждения, программы, описания, модели и рисунки разных изображений; в-четвертых, открытие возможностей через места сии собирать разные статистические сведения…
Как следствие – появление 5 июля 1830 года циркуляра № 777 «О заведении в губерниях публичных библиотек для чтения», направленного российским губернаторам.
Говорил выдающийся экономист и о важности развития в России железнодорожного сообщения, которое в первую очередь должно было способствовать развитию горнодобывающей и металлургической промышленности:
Из всех путей сообщения железные дороги могут быть для торговли самыми полезнейшими. Кроме того, что по железной дороге, при равнодействующей силе, тяжести перевозятся в семь с половиной раз более, чем то же самое совершается по лучшим шоссейным дорогам, еще дороги таковые несравненно выгоднее и перед сообщениями на воде…
Мордвинов выступал за развитие промышленности:
Взирая на всю обширную площадь России, простирающуюся от города Архангельского до Астрахани, от западной границы до восточной, нельзя ни под каким видом оспорить, чтобы на ней не было множества мест таких, где фабрики с удобством и величайшими выгодами заведены быть могут.
Считал, что только отечественное производство может вывести Россию на достойный уровень:
...когда все то, что доныне большею частию мы от трудолюбия и искусства чуждых народов заимствовать обыкли, производимо будет внутри пределов наших, тогда токмо взойдет Россия на степень предназначенного ей совершенства...
Еще один примечательный факт: именно Н.С. Мордвинов решил судьбу первого русского кругосветного плавания. Благодаря его активности, проект получил высочайшую резолюцию, а И.Ф. Крузенштерн – все полномочия по дальнейшей организации. Не случайно в честь Мордвинова Иван Федорович назвал залив в восточной части о. Сахалин.
Будучи всецело отданным вопросам социально-экономическим, Николай Семенович знал толк в искусстве. Еще в молодости он приобрел коллекцию живописи, которое современники называли «классическим собранием превосходных картин лучших мастеров, преимущественно четырнадцатого и пятнадцатого столетий». Одна из дочерей вспоминала:
Отец мой был большой знаток в живописи, и когда, еще в 1784 году, был в Ливорно, в то время продавалось много галерей разоренных знатных фамилий. Он воспользовался сим случаем и составил себе собрание картин знаменитых живописцев, которые ему удобно было увезти на корабле.
Мордвинов стал адресатом стихов К. Рылеева, А. Пушкина, Е. Баратынского, П. Плетнева. Русский экономист и историк В.В. Святловский в 1923 году писал: «Мордвинов и его деятельность все еще не нашли должной оценки. Между тем, как экономист, Мордвинов заслуживает названия русского Фридриха Листа, опередив создателя "национальной" системы политической экономии на целую четверть века».
Есть, чему поучиться у незаурядного российского государственного деятеля, основной целью жизни которого было отнюдь не преумножение личного благосостояния, а вдумчивая, смелая и деятельная забота о будущем Отечества.