
14 января в старину именовался Васильевым днем. В быту русского народа он был сроком в хозяйственном времяисчислении, почему и говорили: «а то было о Васильеве дне». Вспоминали в этот день святого Василия Великого, писателя и богослова, жившего в IV веке.
Крестьяне ходили с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень: крестьянские дети приходили сеять из рукава, или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов, припевая: «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Существовал обычай на Васильев день готовить кашу с гаданием на ней о благополучии наступающего года. До света заваривали крупу, затирали ее, добавляли шкварки и ставили горшок в печь. За колядки в этот день получали щедрые подарки, поэтому хозяева готовили много еды, чтобы и на семью вдоволь хватило, и гостям досталось, и колядовщикам. Чем щедрее угостишь, тем год богаче будет.
Василий Великий
Россия. Конец XVI века
Дерево, левкас, паволока, темпера
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Васильев день – самый разгар Святок, которые продолжались с 7 по 19 января. Накануне – в Васильев вечер – гадали. Знакомый из тарханского детства обычай М.Ю. Лермонтов положил в основу довольно известного эпизода его биографии. На маскарад по случаю встречи нового 1832 года в Благородное собрание он «явился в костюме астролога, с огромною книгой судеб под мышкой». Для нее были подготовлены новогодние эпиграммы и мадригалы, которые Лермонтов дарил своим светским знакомым. Сохранилась любопытная заметка П.И. Шаликова об этом маскараде, опубликованная в «Дамском журнале»:
Все выходит из моды – даже ma cousinе, mon cousin, которыми бывало оглушали нас повсюду, принадлежит ныне к дурному тону. Но каким же образом Васильев вечер, празднуемый в Благородном Собрании едва ли не полвека, все еще не вышел из моды?.. Чудно! <... > Кажется, юные, прелестные дамы нашей древней столицы, которых было очень много, желали соединить умирающий год с рождающимся волшебною цепью своих туалетов, истинно живописных!... Ах! Что сказали бы почтенные бабушки, увидевши сии тальи, похожие на тоненькую колонку; на сии рукава, ограждающие прекрасные плечики от неосторожного приближения к ним; на сии прически, представляющие Китайских Граций? <…>. Неужели выйдут из моды и нынешние туалеты? Но – все выходит из моды, и мы имели новое доказательство сей как-то печальной истины: одна из двух прекрасных масок требовала стихов от сочинителя сей статьи. «Вы желаете мадригала» – спросил он. «Мадригалы вышли из моды», – отвечала маска нежным, приятным голосом. «Стало, в угождение моде, надобно прибегнуть к противоположности: итак – эпиграммы?» – «Фи!.. Я желаю баллады». – «Увы, я не Жуковский!...» и потупив глаза отошел… верно, от какой-нибудь Людмилы. Кстати о поэзии: некоторые маски раздавали довольно затейливые стихи, и одни поднесены той, которая недавно восхищала нас Пиксисовыми вариациями. Не будучи балладою, сии стихи заслужили ласковую улыбку нашей Зонтаг. Загремевшие на хорах трубы возвестили о пришествии Нового года, с которым все начали поздравлять друг друга <…>. Маскарад был очень жив и очень многолюден…
«Нашей Зонтаг» в лермонтовское время называли певицу П. Бартеневу. Известно, что М.Ю. Лермонтов был ее поклонником. Среди новогодних мадригалов есть и подаренный ей:
Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж? – нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!
Однако вряд ли маскарады могли соревноваться по глубине с народными обычаями святочных гуляний. Пройдет несколько лет, и первый офицерский отпуск М.Ю. Лермонтова, который он проведет в Тарханах зимой 1836 года, выпадет на это веселое время гуляний, гаданий, колядок. Всего того, о чем писал профессор классической филологии Московского университета И.М. Снегирев, который принимал у поэта вступительный экзамен в 1830 году и труды которого должны были быть хорошо знакомы Лермонтову: «Одним из сильнейших средств к сближению людей и народов и одним из обильнейших источников к познанию внешней и внутренней жизни каждого народа служат его праздники с относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми».
Окунуться в мир святочных традиций можно, посетив музей-заповедник «Тарханы». Занятие «Рождественские побасенки» познакомит с обрядами, объяснит, для чего поют колядки и рядятся. В крещенский сочельник (18 января) мероприятие можно будет посетить в рамках программы выходного дня.