
Альманах «Северные цветы» – один из самых долговечных альманахов «альманачной эпохи»: за период с 1825 по 1832 годы вышло восемь книжек (571 произведение). Составителем и редактором этого сборника был барон Антон Дельвиг – ближайший лицейский друг Пушкина. В буквальном переводе с арабского «аль манах» – это календарь, ежегодные таблицы. Постепенно альманахи утратили календарный характер. В.Г. Белинский, анализируя эпоху литературных ежегодников, различал «альманахи-аристократы», «альманахи-мещане» и «альманахи-мужики». «Северные цветы» по праву были отнесены к первой категории.
Первую книгу «Северных цветов» публика увидела в январе 1825 года. Издание поначалу несколько конкурировало с «Полярной звездой», издававшейся К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым-Марлинским. Но, благодаря литературным связям А.А. Дельвига и опыту книготорговца И.В. Сленина, который и предложил барону новое издание, начинание оказалось успешным. Тогда как в жизни «Звезды» 1825 год оказался последним – в декабре означенного года ее издатели вышли на Сенатскую площадь...
А.А. Дельвиг приложил немало усилий, чтобы собрать круг литераторов, способных вывести новый альманах на должный уровень. Он использовал все возможные связи и убедительность, чтобы в первой же книге альманаха появились известные имена. Прежде всего он обратился к А.С. Пушкину как поэту и человеку, аккумулировавшему вокруг себя литературные имена эпохи. Его произведения будут частью каждого издания «Северных цветов»: «Песнь о вещем Олеге», отрывки из «Онегина», из «Цыган»; «19 октября», «Граф Нулин», «Воспоминание», «Моцарт и Сальери», «Бесы», «Анчар», – около 60-ти произведений.
Поддержал Дельвига и В.А. Жуковский – своими стихами и своим писательским кругом. Слепой поэт И.И. Козлов одарил издателя нового журнала сразу пятью произведениями. Огромной удачей и редкостью для альманаха стали басни Ивана Крылова: Дельвигу он отдал пять басен, а позже добавил оду «Три поцелуя», написанную по впечатлениям от эпизода на даче у А.Н. Оленина (после обеда баснописец задремал в кресле, а три молоденькие почитательницы его таланта с «изящной учтивостью разбудили его поочередными поцелуями; старик вспомнил литературную молодость и написал анакреонтическую оду»).
В альманахе предполагалось разделение на отделы стихов и прозы. Отдел «Стихотворения» первого альманаха открыли «Песнь о вещем Олеге», стихи Жуковского и басни Крылова. Поместил здесь и лучшее из написанного сам Дельвиг. Почти весь прозаический отдел состоял из путевых писем и очерков.
В первой книге «Северных цветов» появились «Цветы, выбранные из греческой антологии» в переводе Д.В. Дашкова. Античность и народная поэзия – это то, что ближайшим образом интересовало самого Дельвига. Изучив древнегреческий язык и классическую поэзию, Дашков написал ряд статей и вел тщательную работу над переводом античных эпиграмм, «читая сотни страниц комментариев, чтобы понять несколько строк древнего текста».
Изящная книжка была напечатана со всеми изысками типографского искусства: виньетка С. Галактионова и гравированная картинка, изображавшая дом Тассо в Сорренто, молодого художника Александра Брюлло (Брюллова), брата известного живописца Карла Брюллова. В одном из писем А.А. Дельвиг замечал: «...бумага веленевая, печать лучшая в Петербурге, а с помощью друзей начинка не уступит украшениям».
В фондовом собрании музея-заповедника «Тарханы» комплект из восьми вышедших в период с 1825 по 1832 книжек представлен экземплярами разных лет. Среди них есть первое издание – «Северные цветы на 1825 год».
Северные цветы на 1825 год, собранные бароном Дельвигом
Санкт-Петербург, 1824 год
Печать типографская, бумага, картон, ткань
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
В коллекции музея представлены «Северные цветы на 1826 год» и «Северные цветы на 1827 год», где помещены фрагменты романа «Евгений Онегин». Известно, что знаменитый роман в стихах издавался отдельными главами («поглавное издание»). Например, третья глава вышла отдельным изданием в октябре 1827 года (мемориальная коллекция музея обладает экземпляром из тарханской библиотеки Лермонтова), тогда как читатели альманаха уже имели возможность прочесть письмо Татьяны к Онегину, а также сцену ночного разговора Татьяны с няней, помещенные в альманахе на 1827 год.

Северные цветы на 1827 год
Санкт-Петербург, 1827 год
Печать типографская, бумага, картон, ткань
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
После выхода второй книжки Дельвиг, как прежде издатели «Полярной звезды», отказывается от услуг зачинателя Сленина и выпускает альманах собственными силами. Новое издание вскоре получило общественное признание. «Московский телеграф» в 1829 году писал: «Общее мнение признало "Северные цветы" лучшим по содержанию русским альманахом». Именно этот выпуск стал наиболее ярким – альманах достиг своего расцвета. В книгу вошли 16 стихотворений Пушкина – «Воспоминание», «Предчувствие», любовный «цикл» Олениной; антологические стихи Баратынского, «Торжество победителей» и «Море» Жуковского, басни Крылова «Бритвы», «Бедный богач», «Пушки и паруса», «Старая быль» Катенина, «Завещание» Веневитинова, произведения Кюхельбекера и Языкова. В «Северных цветах на 1829 год» опубликованы фрагменты VI, XVII, XVIII, XIX и XX песен «Илиады» в переводе В.А. Жуковского. Отрывки соединены стихами, сочиненными самим переводчиком. А прозаический отдел получил главы из «Арапа Петра Великого»... Экземпляр альманаха также представлен в фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы».

Северные цветы на 1829 год
Санкт-Петербург, 1828 год
Печать типографская, бумага, картон, ткань
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Таким образом, из известных литераторов участниками альманаха в разные годы становились А. Дельвиг, А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, П. Вяземский, Д. Дашков, И. Козлов, Е. Баратынский, К. Батюшков, Ф. Глинка, П. Плетнев, И. Лажечников и многие другие.
В «Северных цветах» будут появляться творения не только любимцев публики, но и авторов совершенно неизвестных. Например, Дельвиг откроет такого поэта, как Федор Туманский, от которого до нас дошло всего десять стихотворений, а из девяти, напечатанных им при жизни, четыре появились в «Северных цветах».
Последний альманах на 1832 год будет издавать уже сам Александр Сергеевич по причине смерти Антона Дельвига в 1831 году. Он назовет его «тризной по Дельвиге». В книжке появятся несколько не опубликованных стихотворений барона, а сам Пушкин отдаст для сборника такие произведения, как «Моцарт и Сальери», «Анчар», «Дорожные жалобы», «Эхо», «Делибаша», «Бесы» и четыре «анфологических эпиграммы». В альманахе появилась проза К. Батюшкова, В. Одоевского, И. Лажечникова, О. Сомова, Д. Струйского, Ф. Глинки, М. Погодина, А. Никитенко, первый в России перевод китайской прозы – отрывок романа «История счастливой четы», статья ботаника М. Максимовича «О жизни растений».
Это был последний выпуск альманаха. Известен его тираж – 1200 экземпляров, что позволяет отнести сохранившиеся, в том числе и в фондах музея-заповедника «Тарханы», образцы к редким.
Северные цветы на 1832 год
Санкт-Петербург, 1831 год
Печать типографская, бумага, картон, ткань
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Попытки возродить его оказались безуспешны не только по причине отсутствия зачинателя, но и по причине смены «альманачной» эпохи временем литературных журналов. В начале XX века название ежегодника Дельвига заимствовали символисты. Помимо наименования в «Северных цветах» поддерживалась связь с классической русской литературой: публиковались стихи и письма Фета, Тютчева, Пушкина, Некрасова, Тургенева и других представителей великой литературной эпохи.