«Моим жизненным правилом всегда было и остается – быть ближе к людям, к тем, с кем я вместе работаю, стараться, чтобы эта работа была не просто отбыванием времени, а стараться, чтобы это было творчество», – так написал о себе эстетик, культуролог, краевед, журналист, преподаватель, доктор философских наук, профессор, общественный деятель Николай Михайлович Инюшкин, с именем которого связано немало ярких страниц музея-заповедника «Тарханы».
Он родился 27 сентября 1936 года в Пензе в семье педагога и поэта-песенника М.И. Инюшкина, на слова которого создавали музыку А.В. Александров, И.О. Дунаевский, О.В. Гришин, М.И. Блантер. С пензенским краем он свяжет всю свою долгую и очень насыщенную жизнь.
С музеем-заповедником «Тарханы» судьба свела молодого студента историко-филологического факультета Пензенского государственного педагогического института имени В.Г. Белинского. Несмотря на то, что в дальнейшем профессиональная деятельность Николая Михайловича была связана с работой на телевидении и преподаванием, он был частым гостем «Тархан», участником ключевых событий музея. В фондах музея хранится кинопленка фильма о Лермонтове «Глазами поэта» (1972 год), который создавался К.Д. Вишневским, В.П. Гришиным и Н.М. Инюшкиным. Еще с двумя фильмами, отснятыми по его сценарию, «Лермонтовские Тарханы» и «Мой гений веки пролетит» каждый желающий может познакомиться на сайте музея.
В начале 2000-х годов он снова более десяти лет на профессиональной основе сотрудничает с музеем. В эти годы он обращал на себя внимание как очень интеллигентный человек энциклопедических знаний, который «всегда со вкусом был одет» и обладал отменным чувством юмора. При этом он был предельно корректен в рабочих вопросах.
Николай Михайлович является автором около 200 опубликованных работ, в том числе 15 монографий, 12 учебных и учебно-методических пособий, более 150 научных статей. Среди них и его публикации в периодическом издании музея «Тарханский вестник». Круг тем, которые были подвластны «перу» Н.М. Инюшкина, очень широк, как кругозор и интересы автора: невероятно живой очерк о В.А. Мануйлове, с которым его чудесным образом свела судьба в июльских Тарханах «образца 1958 года», о внесшем огромный вклад в формирование тарханской фондовой коллекции Н.П. Пахомове, о знаменитом режиссере и его «отношениях» с поэтом «Мейерхольд и Лермонтов: отражения», о знаковых для «Тархан» личностях Т.М. Мельниковой, Г.В. Салькове, П.А. Фролове... В статье «О прошлом и настоящем коллектива музея» (к 70-летию музея-заповедника «Тарханы») так кропотливо и «поименно» изложена история музея, что каждый, кто работал тогда, может найти в ней свое имя. Особого внимания заслуживает публикация «Лермонтов в контексте XXI века», где проведено исследование «присутствия» поэта в сети «Интернет».
Николаю Михайловичу принадлежит и идея создании «Тарханской энциклопедии», которая была в начале 2000-х годов поддержана Т.М. Мельниковой и сотрудниками музея-заповедника. Опыт работы заместителем главного редактора однотомника «Пензенской энциклопедии» (2001 год издания), признанной одной из лучших на Всероссийском форуме краеведов под руководством С.О. Шмидта, пригодился как нельзя лучше. Работа над словником началась в 2003 году и стала коллективным трудом сотрудников, обладающих разного уровня навыками в написании научных статей. Под руководством опытной редакционной коллегии создание «Тарханской энциклопедии» стало, по утверждению Н.М. Инюшкина, «фактором объединения и активизации творческой деятельности в коллективе, своеобразным мастер-классом в освоении умения кратко и содержательно донести необходимую информацию». В 2013 году в преддверии 200-летнего юбилея поэта в свет вышло уникальное издание, которое пользуется большой популярностью не только у сотрудников музея, но и у посетителей.
Причастен Николай Михайлович и к созданию энциклопедии Пензенского государственного педагогического университета, которая появилась к 70-летию вуза, преподавателем которого ученый работал с 1977 года (общий стаж педагогической работы – свыше 40 лет!). Результатом труда 230 авторов стали 592 статьи на 400 страницах. Это первый систематизированный свод истории развития, структурных подразделений, общественных организаций, материальной базы, а также учебной, научной, воспитательной деятельности университета. «По-моему, любая энциклопедия – а это уже не первая энциклопедия в моей жизни – похожа на такую мозаичную картину. Это десятки, даже сотни микропортретов людей, которые вложили свои силы, ум, талант в работу этого университета», – признавался Н.М. Инюшкин.
Как титулованный ученый он неоднократно принимал участие в конференциях различного уровня. Под его научным руководством в Воскресеновской средней школе (Пензенский район) в 1993 году создана научно-педагогическая лаборатория, к 2000 году ставшая федеральной экспериментальной площадкой. Он – один из разработчиков региональной комплексной программы «От культуры края – к культуре мира». Вместе с К.Д. Вишневским в 1991 году они создали и защитили воспитательно-образовательный проект в Москве. «Культура – это не только происходящее где-то. Это не французские и итальянские музеи и прочее. Культура – это рядом с нами. Пензенская земля – это часть мировой культуры», – объяснил цель появления программы Н.М. Инюшкин. И какими нужными в наши дни кажутся эти его слова! Проект вошел в образовательную сферу региона, став основой для учебных курсов краеведческой направленности.
За выдающийся вклад в культурно-просветительскую деятельность в 2007 году Николай Михайлович стал одним из лауреатов Премии имени М.Ю. Лермонтова. В его наградном арсенале почетный знак «Во славу земли Пензенской» (2006), памятный знак «За заслуги в развитии города Пензы» (2012).
Одним из замечательных трудов Николая Михайловича является книга биографических очерков «Лермонтову причастны...». Во вступительном слове к ней заслуженного работника культуры, ныне президента музея-заповедника «Тарханы» Т.М. Мельниковой отмечено: «Осознание и углубление чувства духовной причастности Лермонтову многогранны. Один из стимулов активизации этого процесса видится в расширении знаний о тех людях, которые при жизни поэта были близки ему, вступали с ним в контакты, оказывали влияние на творчество; о тех, кто не жалел сил, чтобы сделать лермонтовскую личность, духовное наследие и мемориальные места достоянием российского общества». И автор с этой задачей, безусловно, справился. Энциклопедические знания, узнаваемый авторский стиль и язык изложения «оживили» героев книги, что сделало знакомство с ними легким и запоминающимся. В книге есть и маленькая страничка – информация об авторе. Сегодня мы ее немного дополнили, рассказав о человеке, который на протяжении огромного количества лет был и остается причастен Лермонтову и Тарханам...