
Краткая биография Ларисы Васильевны Полукаровой (21.12.1950 – 09.07.2010) такова: литературовед, музейный работник, кандидат филологических наук (1985), доцент (1993). Окончила Воронежский государственный университет. С 1972 года старший научный сотрудник, затем заведующая экспозиционным отделом Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». В 1983 – 1987 годах она – заместитель генерального директора Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области по научно-исследовательской работе. в 1985 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лирика М.Ю. Лермонтова: системные исследования образных структур». С 1987 года – преподаватель, затем доцент ПГУ, одновременно с 1998 года – научный консультант музея-заповедника «Тарханы», редактор и автор сборника научных статей «Тарханский вестник».
Но за этими скучными строками стоит жизнь человека, человека необычного, и ее служение гению Лермонтова.
Лариса Васильевна Полукарова пришла в Лермонтовский музей в 1972 году и плодотворно занималась экскурсионной и научно-просветительской работой. Ее экскурсии (а начала она их водить сразу, будучи вполне готовой к работе в Лермонтовском музее) отличались глубоким знанием и пониманием темы «Лермонтов», к тому же у нее было еще одно достоинство – эмоциональность без излишнего артистизма (чем грешат многие экскурсоводы).
Ее научные знания дали ей возможность в полную меру заниматься научной работой.
Она стала соавтором научной концепции экспозиции церкви Марии Египетской «Так, я помню, пред амвоном…» (1976), литературной экспозиции «Лермонтов в памяти поколений» (1978), автором методических разработок, контрольных текстов экскурсий, аннотаций к экспозициям.
Защитив кандидатскую диссертацию, она наравне с практической работой продолжала научную: один за другим были напечатаны ее труды в области лермонтоведения, теории литературы, русской литературы рубежа XIX – XX веков, методики преподавания литературы, музееведения (всего 48 публикаций).
C 1998 года Лариса Васильевна становится литературным редактором и активным автором сборника научных статей «Тарханский вестник» – издания музея. Она обеспечила актуальность и полноту современного освещения биографии и творчества М.Ю. Лермонтова, музееведческих проблем, истории села и музея, такая постановка работы привлекла к изданию лермонтоведов и краеведов.
В 2000 – 2006 годах она, принимая участие в разработке научной реэкспозиции мемориальных зданий заповедника (барского дома, людской избы, дома ключника, церкви Марии Египетской), включается в создание нового экспозиционного комплекса музея, который был основан на принципах «ансамблевого метода» и «живого музея», что создавало современную научную базу для всестороннего показа усадьбы как памятника культуры в его литературном и историческом значении, а также расширяло возможности приобщения посетителей к культурному наследию.
Все перечисленные обширные сведения, кажется, могут быть вполне доступными для других, но те, кто знал Ларису Васильевну, кто имел с ней дело, выделяли и выделяют ее как ученого, как личность и сейчас по прошествии времени.
Для того чтобы оценить ее труды, ее дела в полной мере, надо было Ларису знать. Ее любили студенты, так как в ее лекциях сочетались знания и обаяние человека, любящего свое дело, знающего его и уважающего слушателей.
Она не только сама владела стилем ученого, умевшего донести до человека ее идеи (более того, она не только сама писала, но учила этому сотрудников, с которыми работала, много раз выправляя их материалы).
Она вообще была прирожденным учителем, что отмечали студенты и научные сотрудники музея. Ответственная, целеустремленная, инициативный организатор, она за время работы в музее проявила высокую профессиональную компетентность в различных видах музейной деятельности.
Никогда она не подавляла волю людей, не унижала достоинство, но при этом была хорошим руководителем, умевшим добиться от подчиненных добросовестного и профессионального выполнения задач.
Всегда готовая помочь, она никогда не отворачивалась от проблем и в работе, и в жизненных ситуациях.
Главной чертой ее всегда была ответственность: за дело, родственников, друзей и знакомых. Она сразу схватывала, кому нужна помощь, и сразу принималась за дело, иногда даже в ущерб себе самой.
Но она была открыта для радости, доброй шутки, юмора. Начитанная, остроумная, интересная, всегда находила ответ в любой ситуации, быстро ориентировалась и, если была нужда, умела защитить свое мнение и свое дело.
Творческий подход к порученному делу, вдумчивость, достижение высоких результатов в работе обеспечили Ларисе Васильевне заслуженный авторитет в сфере культуры и просвещения в Пензенской области и за ее пределами. И все, кто знал ее, никогда не забудут.