В 1969 году вышло Постановление Совета Министров РСФСР об образовании на базе музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», в ряде других вопросов было обозначено увеличение площади музея до 99 га земель, принадлежавших Е.А. Арсеньевой, бабушке поэта.
В это время на территории музея уже существовали, были восстановлены памятники архитектуры XIX века. Посещаемость увеличилась, и становилось ясно, что следует провести работы по благоустройству территории для использования в экскурсионной работе. Но поскольку усадьба существовала с конца XVIII века и была «домом», местом где полжизни жил и воспитывался великий Лермонтов, отнестись надо было к ее возрождению с умом и умением. А потому музей обратился к профессионалам – паркоустроительному предприятию «Леспроект». Автором проекта стала ландшафтный архитектор Валентина Александровна Агальцова (1935 – 2004). Она была не просто инженером земельного строительства, но ученым, автором более 30 научных трудов, в том числе двух монографий, учебных пособий для студентов.
Главным делом ее жизни было изучение и реставрация мемориальных садово-парковых ансамблей. Она была одним из очень немногих специалистов в этой области и, как выяснилось, лучшим из них. Под ее руководством и при ее непосредственном участии было разработано более 130 проектов реставрации парков в Архангельском, Кускове, Останкине, Кузьминках, а также мемориальных усадеб – Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, Болдино, Михайловское, Тригорское, Петровское, Поленово, Радищево, Абрамцево, Остафьево и других.
В этом ряду были и Тарханы, которым повезло: у Валентины Александровны к нашему музею было особенное отношение. Человек образованный, эмоциональный, чуткий, она любила Лермонтова, его поэзию. Это знание помогло ей в работе над проектом, она сумела найти те драгоценные детали об усадьбе, которые разбросаны по его произведениям, и использовала их («ландыш серебристый», «малиновая слива», «аллея темная», «беседка тайная», «куст прелестных роз», «уютный сад, обсаженный рябиной», вид из окон комнаты Лермонтова на село, «желтеющая нива» – всех не перечислить).
Валентина Александровна считала «Тарханы» одним из самых красивых музейных мест. Ее восхищали ландшафты, которые она смогла оживить в процессе работы, вся архитектура усадьбы, небольшой, живописной, с многообразием «видовых точек». Уют ее подчеркивался широким простором окружающих полей, лугов. Михаила Васильевича Арсеньева, деда Лермонтова, создавшего этот уголок, хвалила, называла «талантом».
Также по теме:
В разговорах не раз признавалась, что работа в «Тарханах» привлекала ее своей трудностью, увлекала сложностью задачи: ведь усадьба долгое время была бесхозной, заброшенной, и выявить первоначальный вид ее было интересно, разгадав задумки автора.
Обследуя заповедник, Валентина Александровна проходила многие километры, говоря, что «природа требует личного знакомства». Вспоминаю, например, как в Апалихе – имении родственников Е.А. Арсеньевой – нам пришлось продвигаться по аллеям на четвереньках.
Работала Валентина Александровна самозабвенно, не считаясь со временем: иногда приходилось расчищать парк поздним вечером, чтоб не оскорблять посетителей вырубкой сушняка, самосева.
Проект был выдан в 1971 году, и мы сразу приступили к его реализации. И, конечно, на начальной стадии работ Валентина Александровна присутствовала, учила рабочих деталям своего мастерства, была требовательна, но доброжелательна, тактична. Рабочие ее обожали и всегда ждали ее приезда. И она приезжала, раз в год непременно, иногда чаще, чтобы посмотреть, как идет работа, скорректировать некоторые моменты.
Работать с ней было – одна радость: столько открывалось интересного; добра она была необыкновенно: любила животных, подбирала подкидышей и устраивала их на жительство с нашей помощью.
До самого конца она была с «Тарханами». После первого проекта она разработала еще один на содержание восстановленных насаждений тарханского ландшафта.
В результате были восстановлены главные особенности и Арсеньевской усадьбы, и усадьбы Шан-Гиреев. Они стали открытыми, светлыми, состоящими в основном из декоративных кустарников и аллей, обсаженными соснами, липами, вязами.
И парки отблагодарили ее: в них возродились растения, таившиеся десятилетиями в земле: тюльпаны Биберштейна, розарии, клубника, лилейники.
И до сих пор Агальцовские проекты для Тархан ‒ главные помощники в работе на мемориальной территории.