22 сентября (4 октября) 1762 года произошло знаменательное для истории государства Российского – восшествие на престол Екатерины II. Коронация новой самодержицы Всея Руси Великой стала одним из самых зрелищных событий в истории Российской империи.
1 сентября 1762 года императрица выехала из Петербурга. Ее торжественный въезд в Москву состоялся 13 сентября. В честь будущей монархини улицы украсили цветами, еловыми ветками, гирляндами и коврами. Она ехала в открытой карете, окруженной конногвардейцами, и приветствовала встречающих ее военнослужащих. Со всех сторон звучали пушечные залпы и звон колоколов.
22 сентября «в 5 часов войска выступили из казарм и направились в Кремль; к 8 часам все гвардейские и напольные полки выстроились около Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов… Не только места для зрителей, все валы и крыши домов были усеяны народом». Государыня в это время, находилась во внутренних своих покоях дворца и приготавливалась к священным таинствам: миропомазанию и причащению. Из внутренних покоев императрица вышла в аудиенц-камеру, где находились приготовленные заранее регалии. Около 10 часов утра под звуки труб и литавр Екатерина торжественно появилась на Красном крыльце Грановитой палаты, и после обычного окропления царского пути святой водой началось шествие с Красного крыльца к Успенскому собору. Императрица шла в императорской мантии, которую несли 6 камергеров и граф Шереметев, под балдахином, в парчовом платье, украшенном золотым позументом и вышивными двуглавыми орлами. Следом за Екатериной двинулась вся торжественная процессия.
Всем дамам было дано указание явиться на коронацию в «ромброндах цветных», а кавалерам орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского – в орденском одеянии. На их фоне наряд императрицы выглядел особенно впечатляющим, поистине создающим триумфальный образ императорской власти. Как всегда, ко двору на это знаменательное в истории России событие собрались представители самых ярчайших королевских фамилий Европы.
Более двадцати архиереев и сорока архимандритов и прочих духовных лиц во главе с архиепископом новгородским Димитрием встретили Екатерину у дверей собора. В предшествии всего духовенства Екатерина Алексеевна направилась к царским вратам, где приложилась к святым иконам, а потом взошла на трон и села на приготовленный ей императорский престол. Надев на себя порфиру и орден Андрея Первозванного, в традициях византийских императоров, она собственноручно возложила на себя корону. В это время на Красной площади раздался залп пушечных орудий. Далее последовали поздравления от подданных, а новгородский архиепископ Димитрий от всего Российского Отечества обратился к Императорскому Величеству с поздравительной речью, после чего он же совершил над Екатериной обряд миропомазания. Затем Екатерина через Царские врата прошла к престолу и там приобщилась Святых Тайн по царскому чину.
Когда императрица вышла из Успенского собора, «все войско и весь бесчисленный народ» воскликнули «ура». Крики продолжались полчаса, пока императрица не дала знак продолжить шествие. В Архангельском и Благовещенском соборах, Екатерина по древнему обычаю поклонилась праху усопших предков и приложилась к святым мощам и наиболее почитаемым иконам, а затем возвратилась во дворец. Во время ее шествия по территории Кремля полки «отдавали честь с музыкою, барабанным боем и уклонением до земли знамен, народ кричал „ура“, а шум и восклицания радостные, звон, пальба и салютация кажется воздухом подвигли, к тому ж по всему пути метаны были в народ золотые и серебряные монеты». В аудиенц-зале императрицей были объявлены милости преимущественно лицам, высказавшим преданность ей при восшествии на престол, а также тем, которые отличились храбростью во время бывшей незадолго прусской войны. Далее последовал торжественный обед в Грановитой палате в честь Священного коронования императрицы Екатерины II.
Вечером Кремль был иллюминирован, и народ со всей Москвы собрался посмотреть на «огненное зрелище». В полночь Екатерина инкогнито спустилась на Красную площадь, чтобы полюбоваться иллюминацией, а «народ узнал ее и приветствовал громким «ура», пока она не удалилась во внутренние покои». В этот раз праздник для народа был устроен не только на Соборной, но и на Красной площади.
Коронационные торжества продолжались семь дней. В первый и последний дни фонтаны Кремля под окнами Грановитой палаты три часа «били белым и красным вином», народ бесплатно угощали жареным мясом, бросали монеты. В остальные дни проходило «Празднество партикулярное» в домах московской знати. Щедрая и хлебосольная Москва превзошла себя: балы, парадные обеды, маскарады, фейерверки, театральные представления и прочие увеселения, которые посещала Екатерина II, длились до июня 1763 года – более полугода. Апофеозом празднеств явился грандиозный уличный маскарад под названием «Торжествующая Минерва», в котором приняли участие четыре тысячи человек.
По словам свидетеля этого зрелища А.Т. Болотова, «процессия превеликая и предлинная… разного рода колесницы и повозки… особые хоры… а инде шли огромные исполины, а инде – удивительные карлы. И все сие распоряжено было так хорошо, украшено так великолепно и богато, и все песни и стихотворения были петы такими приятными голосами, что не иначе, как с крайним удовольствием, на все это смотреть было можно».
Коронационные регалии и уборы новой российской императрицы Екатерины II после коронации выставлялись в течение восемнадцати дней в «бывших Сенатских покоях, что у Черниговского собора». Они были обновлены в соответствии с тогдашней европейской модой. Роскошную корону, созданную лучшими петербургскими ювелирами, украшали 4936 бриллиантов и 75 жемчужин, главным же камнем была редкая ярко-красная шпинель весом около 400 карат. Общая стоимость драгоценных камней, вставленных в корону, составила два миллиона рублей. Чтобы понять грандиозность этой суммы, стоит сказать, что небольшой дом в те времена можно было купить за 7 руб., кобылу – за 3 руб., а пуд хлеба – за 86 коп. Характеризуя свою работу, придворный бриллиантщик Ж. Позье впоследствии писал: «…я создал одну из самых дорогих драгоценностей, существовавших когда-либо в Европе».
В кратчайшие сроки была создана и новая держава. Три мантии – парчовая и две кружевные, золотая и серебряная, которые императрица одевала на первый и второй дни аудиенции после коронации, выставлены были рядом с коронационным платьем Екатерины II, выполненным из серебряной парчи и украшенным гербами Российской империи.
К знаменательному событию была изготовлена серебряная чеканная коронационная медаль.
Медаль коронационная на вступление на престол императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский монетный двор. 1762 год
Серебро, чеканка
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Она не совсем устроила государыню, и в 1767 году по ее распоряжению автор первой медали И.Г. Вехтер создал вторую медаль на вступление на престол императрицы Екатерины II – с изображением государыни в образе Минервы, богини мудрости, покровительницы ремесленников, художников, поэтов, музыкантов, актеров, учителей, врачей.
Медаль коронационная на вступление на престол императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский монетный двор. 1767 год
Серебро, чеканка
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Не так давно, в 2006 году, нам посчастливилось найти табакерку, изготовленную неизвестным мастером в Москве в 1777 – 1779 годах. Табакерка серебряная, с позолотой, круглая, гладкая, с отъемной крышкой. Следует отметить, серебряные табакерки достаточно широко бытовали во второй половине XVIII века. Но эта – чрезвычайно редкая, она имеет весьма интересный декор: крышка табакерки украшена оттиском лицевой стороны второй коронационной медали 1767-го года «Императрица Екатерина II в образе Богини Мудрости Минервы», исполненной медальером Иоганном Георгом Вехтером.
Табакерка
Москва. 1777 – 1779 годы
Серебро, штамп, позолота. D – 9,5; h – 2,0
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Еще один интересный предмет фондовой коллекции музея, найденный в примерно в то же время, что и табакерка, в 2009, то есть всего через три года, также бытовой и также посвященный восшествию на престол Екатерины II, – серебряная чарка. Известно, что к коронованию новой российской императрицы на монетном дворе в Санкт-Петербурге в 1762 году были выпущены памятные серебряные чеканные жетоны. На лицевой стороне жетона изображена императорская корона в лучах, нисходящих от Всевидящего Ока, сверху по кругу надпись: ЗА ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ, внизу под обрезом прямой горизонтальной строкой – дата: СЕНТ. 22 ДНЯ. На оборотной стороне под императорской короной надпись в семь строк: «ЕКАТЕРИНА II/ ИМПЕРАТРИЦА/ И САМОДЕРЖИЦА/ ВСЕРОССИЙСКАЯ/ КОРОНОВАНА/ В МОСКВЕ/ 1762 ГОДА».
Медаль в память коронации императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский монетный двор. 1767 год
Серебро, чеканка
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Эта же надпись помещена на дне чарки: «ЕКАТЕРИНА II ИМПЕРАТРИЦА I CАМОДЕРЖIЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ КОРОНОВАНА ВЪ МОСКВЪ». Единственное отличие – в написании двух букв: на жетоне все буквы «И» написаны кириллицей, на чарке две из имеющихся в подписи написаны латиницей – «I». И поскольку жетон правильной круглой формы, а дно чарки – овальной, оказались «срезанными», то есть не вписались в формат, императорская корона над подписью и год в нижней части – «1762 ГОДА».
Чарка полусферическая, с тонкой изящной ручкой, на низком овальном основании. Тулово расчленено вертикальными вогнутыми гладкими полосками на четыре части, их поверхность украшена гравированными сюжетными сценами.
Чарка
Россия, Москва. Вторая половина XVIII века
Серебро, выколотка, чеканка, гравировка, чернь, золочение
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Бытовые предметы, посвященные историческим событиям, в данном случае – восшествию на престол Екатерины II, явление не случайное. Русская культура традиционно использует историческую тематику как материал для творческого осмысления. Золотое и серебряное дело в аллегориях и символах, различными выразительными художественными средствами усиливала материальность значения исторической памяти. В XVIII веке определилось новое декоративное направление в русском ювелирном искусстве, когда изделия из драгоценных металлов украшались медалями, содержательно согласованными с самими предметами. Часто это были табакерки или коробочки, поверхность которых позволяла показать медаль как произведение малой скульптурной формы, серийного, долгоживущего памятника, позволяющего запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, предстюавителей науки и искусства.
Табакерка и чарка является прекрасными историческими, а по изобразительному содержанию – подлинно национально-художественными памятниками второй половины XVIII столетия, времени расцвета Российского абсолютизма. В то же время изделия – декоративные образцы исторической памяти о России времени правления императрицы Екатерины II. Выразительное медальерное изображение главной темы произведений, ее «историческая современность», высокий профессиональный уровень исполнения предметов позволяют отнести их к числу наиболее значительных памятников русского золотого и серебряного дела второй половины XVIII столетия, безусловно, прекрасно иллюстрирующих свое время и, безусловно, имеющих историко-культурную и музейную ценность.
В фондовой коллекции музея и другие замечательные серебряные изделия второй половины XVIII века из коллекции музея. В этих предметах хорошо видны традиции русских умельцев в украшении посуды чеканкой, резьбой, черневыми узорами, полировкой, а также характерные для XVIII века формы и техника.
Дарохранительница Несессер походный Украшение настольное в виде вазы Чарка Ситечко для чая Половник (разливная ложка) Икона «Господь Вседержитель на Престоле в серебряном окладе» Икона «Богоматерь Иверская в серебряном окладе» Икона «Богоматерь Владимирская в серебряном окладе» Икона «Богоматерь Казанская в серебряном окладе»
Россия, Москва. 1789 год
Серебро, литье, выколотка, гравировка, золочение
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия. XVIII век
Серебро, кожа, кость, литье, золочение, полировка, резьба, тиснение
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Санкт-Петербург. Конец XVIII – XIX века
Серебро, чеканка, полировка
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. 1757 год
Серебро, выколотка, чеканка, гравировка, чернь, золочение
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. 1780 год
Серебро, выколотка, золочение
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. 1780-е годы
Серебро, литье, золочение
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. Вторая половина XVIII века
Серебро, нефриты, дерево, чеканка, позолота, скань, эмаль, левкас, темпера
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. Вторая половина XVIII века
Серебро, дерево, чеканка, позолота, левкас, темпера
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. Конец XVIII века
Серебро, дерево, чеканка, канфарение, позолота, левкас, темпера
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»
Россия, Москва. Конец XVIII – начало XIX века
Серебро, дерево, чеканка, цировка, левкас, темпер
Из фондового собрания музея-заповедника «Тарханы»