
Он знал о Лермонтове все…
В числе других замечательных людей у истоков создания музея Михаила Юрьевича Лермонтова стоял Виктор Андроникович Мануйлов (22.08.1903, Новочеркасск – 01.03.1987, Ленинград).
Историк, доктор филологических наук, литературовед, член Союза поэтов, В.А. Мануйлов был не только ученым, но и творческой личностью, общался с С. Есениным, В. Маяковским, М. Волошиным, А. Ахматовой, Вс. Рождественским, А. Луначарским, Д. Серафимовичем, Д. Бедным, П. Щеголевым, Р. Рождественским, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом.
После окончания Бакинского государственного университета в сентябре 1927 года В.А. Мануйлов приехал в Ленинград и практически с этого времени начал работать над изучением жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Лермонтоведение стало одним из главных дел его жизни. Работал в архивах, публиковал свои изыскания в журналах, написал комментарий для пятитомного собрания сочинений Лермонтова (1934 – 1937, под ред. Б.М. Эйхенбаума), подготовил биографическую канву жизни поэта, редактировал первый том «Материалов для библиографии М.Ю. Лермонтова», а в 1945-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Детские и отроческие годы М.Ю. Лермонтова» и в 1967-м – докторскую по совокупности трудов о жизни и творчестве поэта.
Фундаментальным итогом многолетнего изучения М.Ю. Лермонтова стала Лермонтовская энциклопедия (1981), инициатором и главным редактором которой был Мануйлов.
Знакомство Мануйлова с Тарханами состоялось в 1936 году, то есть до создания и открытия здесь музея М.Ю. Лермонтова. Позднее ученый приезжал сюда, писал, интересовался делами музея, в Пензе издал книгу «Лермонтов в Тарханах» (1949). В течение многих лет Виктор Андроникович был организатором лермонтовских конференций в Ленинграде, Москве, Пензе, Пятигорске, в 1964 принимал участие в конференции, проходившей в на родине М.Ю. Лермонтова (вместе с И.Л. Андрониковым).
Музею поэта В.А. Мануйлов оставил не только духовное, но и вполне осязаемое, богатейшее материальное наследие, став одним из крупнейших меценатов Пензенского края. Знаменитый дар «Тарханам» – личная библиотека лермонтоведа, пять тысяч шестьсот двадцать один том. В завещании ученый написал: «… Я, Мануйлов Виктор Андронникович, … настоящим завещанием на случай своей смерти делаю следующее распоряжение: … Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы» Пензенской области, Белинского района завещаю библиотеку по вопросам литературоведения, в которую входит собрание изданий русских и зарубежных классиков, книги по вопросам истории, географии в частности по вопросам кавказоведения, историко-литературные журналы, преимущественно на русском языке».
Для принятия книг в музее было построено специальное административное здание с помещением библиотеки – это было пожеланием, вернее, даже условием дарителя. В 1959 директор музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова П.А. Вырыпаев обратился к начальнику Пензенского областного Управления культуры А.Н. Майоровой с ходатайством: «Прошу Вас при рассмотрении плана строительства на 1960 год включить в план строительства библиотеку при музее-усадьбе М.Ю. Лермонтова. Эта библиотека необходима для приема богатейшего книжного собрания ученого Мануйлова В.А., который передает ее в дар музею…».

Мануйлов Виктор Андроникович
Неизвестный фотограф. Середина XX века
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Здание под библиотеку было построено в 1962 году, а первую партию книг в сорок томов музей принял уже в марте 1963, следующие – в 1964, 1965, 1966, 1975, 1977, 1987 годах. Даже будучи тяжело больным, незадолго до своей смерти, Виктор Андроникович старался как можно больше отобрать литературы из своей библиотеки и отправить ее в «Тарханы».
В числе полученных книг – прижизненные и посмертные (в том числе, первые) издания произведений М.Ю. Лермонтова, периодика XIX века, сборники XIX – XX веков, включающие в себя лермонтоведческие материалы, книги круга чтения поэта, учебные пособия, художественные произведения, издания по искусству, истории, литературе, политике, быту и нравам интересующей нас эпохи.
Конечно, самой ценной частью книжной коллекции основного фонда являются произведения М.Ю. Лермонтова, прежде всего, его прижизненные публикации. Их в принципе очень мало, поэтому каждое поступление в фонды мы считаем большой удачей. В составе дара В.А. Мануйлова – популярные литературные журналы с прижизненными публикациями поэта. В пушкинском «Современнике» в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения Лермонтов опубликовал стихотворение «Бородино» – первое произведение, которое увидело свет по воле автора и за его подписью.





Журнал Современник 1837 года с прижизненной публикацией стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
При жизни поэта больше всего его произведений было напечатано в «Отечественных записках». За два с половиной года, в 1839, 1840 и 1841, М.Ю. Лермонтов опубликовал здесь около тридцати стихотворений. В фондовом собрании музея хранится почти полная подборка журнала «Отечественные записки» за эти годы, в которой пока отсутствуют всего четыре прижизненные публикации лермонтовских сочинений. Эта подборка начала складываться в первые годы существования музея, значительно пополнилась в девяностые и двухтысячные. Одна книжка «Отечественных записок» за 1839 год – дар В.А. Мануйлова, в ней впервые увидели свет стихотворения «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Не верь себе», «Еврейская мелодия» и «В альбом». Следует отметить, что большинство первых посмертных публикаций М.Ю. Лермонтова осуществил также редактор журнала, друг поэта А.А. Краевский. Всего им было напечатано более 120 неизвестных ранее лермонтовских произведений.
Журнал «Отечественные записки» 1839 года с прижизненными публикациями стихотворений М.Ю. Лермонтова «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Не верь себе», «Еврейская мелодия», «В альбом»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Чрезвычайно интересны полученные в дар издания с посмертными публикациями М.Ю. Лермонтова, многие из которых являются первыми, например, альманах «Утренняя заря» на 1842 год – с первой посмертной публикацией стихотворения М.Ю. Лермонтова «Любовь мертвеца».



Альманах Утренняя заря на 1842 год с первой посмертной публикацией стихотворения М.Ю. Лермонтова «Любовь мертвеца»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
В «Русской старине» в 1875 году было опубликовано стихотворение «В альбом Н.И. Поливанову», написанное Лермонтовым на квартире друга в последний год пребывания в Московском университете, накануне переезда в Петербург для поступления в Юнкерскую Школу. Стихотворение сопровождено рассказом сына Н.Н. Поливанова о Лермонтове, написанном со слов отца.



Журнал «Русская старина» на 1875 год с первой посмертной публикацией стихотворения М.Ю. Лермонтова «В альбом Н.И. Поливанову»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
«Русский архив» за 1871 год представил читателям «Новонайденные стихи Лермонтова к Николаю Николаевичу Арсеньеву». Такими броскими сообщениями снабжались все публикации новых материалов о Лермонтове – настолько во второй половине XIX века был огромен интерес к личности и творчеству поэта среди читающей публики. Издания того времени буквально «наводнены» сообщениями о М.Ю. Лермонтове, и каждое имеет свои особенности и представляет определенный интерес с точки зрения изучения творчества поэта, истории публикации его сочинений, появления новых, ранее неизвестных текстов.



Журнал «Русский архив» на 1871 год с первой посмертной публикацией стихотворения М.Ю. Лермонтова «Новонайденные стихи Лермонтова к Николаю Николаевичу Арсеньеву»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Избранные сочинения поэта в двух томах под редакцией А.Ф. Смирдина 1847 года, напечатанные в Типографии Императорской Академии наук, – первая попытка издания двухтомника сочинений Лермонтова, до этого выходили только отдельные издания. Первое полное собрание сочинений Лермонтова под редакцией С.С. Дудышкина 1860 года включает в себя полный свод произведений Лермонтова, позволяет проследить за его творческим ростом, систематизирует и комментирует последние стихи поэта.
Первое академическое собрание сочинений М.Ю. Лермонтова издано в 1910 – 1913 годах под редакцией Д.И. Абрамовича в серии «Академическая библиотека русских писателей». Оно снабжено обширным научным аппаратом, примечаниями к каждому тому, комментариями, содержит биографию поэта и первые публикации вновь открытых текстов поэта: стихотворение «Черные очи», поэм «Последний сын вольности» и «Две невольницы». В издании помещена также фотография памятника М.Ю. Лермонтову на Пятигорском городском кладбище.



Первое академическое собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, изданное в 1910 – 1913 годах под редакцией Д.И. Абрамовича с первыми публикации вновь открытых текстов поэта: стихотворения «Черные очи», поэм «Последний сын вольности» и «Две невольницы»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Номера периодических изданий, в огромном количестве переданных музею В.А. Мануйловым, помимо первых публикаций ранее неизвестных читателю сочинений М.Ю. Лермонтова содержат большое количество мемуарных свидетельств, писем, документов, иллюстраций, дневников и разнообразнейших исторических документов XVIII – первой половины XIX века. Такие публикации в большом количестве осуществляли наиболее известные историко-литературные журналы дореволюционной России «Русский архив» и «Русская старина», и они до сих пор служат первоисточниками для исследователей жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Так, в «Русской старине» за 1882 год была опубликована «Грамота Тульской губернии», свидетельствовавшая о дворянском происхождении отца поэта. Без этого документа М.Ю. Лермонтов не мог бы поступить ни в Московский благородный университетский пансион, ни в Московский университет, ни в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В «Русском архиве» за 1872 год появилась статья князя Васильчикова «Несколько слов о кончине М.Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н.С. Мартыновым».
Публикация «прервавшего 30-летнее молчание» участника последней дуэли поэта и свидетеля его гибели вызвала в обществе большой резонанс.



«Русский архив» на 1872 год с публикацией статьи князя Васильчикова «Несколько слов о кончине М.Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н.С. Мартыновым»
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Большой интерес представляют первые публикации писем М.Ю. Лермонтова, тем более, что их сохранилось немного. Два письма Лермонтова к одному из ближайших друзей Святославу Раевскому появились в пятом номере «Русской старины» в 1884 году. В первом, теперь широко известном в лермонтоведении, от 16 января 1836 года, поэт сообщает: «… я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель…». Это письмо является доказательством пребывания поэта в Тарханах зимой 1836 года. «Русская старина» в 1872, 1886 и 1889 годах также помещала на своих страницах письма юного поэта к «милой тетеньке» Марии Акимовне Шан-Гирей. Марию Акимовну рано оставшийся без матери мальчик очень любил, общение с нею сыграло большую роль в воспитании и духовном становлении поэта




«Русская старина» на 1889 год с первой публикацией письма М.Ю. Лермонтова к «милой тетеньке» Марии Акимовне Шан-Гирей
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
В составе дара В.А. Мануйлова немало книг круга чтения поэта, среди них – поистине раритетные. Прижизненные издания: А.С. Пушкина – «Братья-разбойники», «писано» в 1822 году, издано в 1827; И.И. Козлова – «Чернец, киевская повесть» 1827; «Стихотворения В. Бенедиктова» 1835 года;




Книги круга чтения М.Ю. Лермонтова: А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, И.И. Козлов, В. Бенедиктов
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
а также «История государства Российского» 1829 года Н.М. Карамзина; сочинения М.В. Ломоносова 1835 года и многие другие.

Книги круга чтения М.Ю. Лермонтова: А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, И.И. Козлов, В. Бенедиктов
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Музей-заповедник «Тарханы» бережно хранит дар В.А. Мануйлова, составляющий значительную часть коллекции основного фонда книг. Для музея великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова книжное собрание имеет большое значение, занимает особое место в фондовой коллекции, содержит в себе настоящие раритеты, представляет историко-культурную и коллекционную ценность. И большая заслуга в этом принадлежит Виктору Андрониковичу Мануйлову.