Ираклий Андроников из тех людей, которых не забудут никогда...
Тарханы. 150-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Делегация писателей у входа в барский дом. Второй слева – И.Л. Андроников. 4 октября 1964 г.
У истоков создания музея в Тарханах в числе других замечательных людей был Ираклий Луарсабович Андроников.
Человек-оркестр, человек-театр, одно из самых выдающихся явлений советской культуры, выдающийся литературовед, блестящий рассказчик, непревзойденный мастер сцены, великолепный телеведущий, народный артист СССР, доктор филологических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель искусств РСФСР и Грузии, человек, именем которого названа планета, фейерверк российской культуры – какими только эпитетами ни награждали Ираклия Андроникова!
Его телевизионными рассказами заслушивались миллионы жителей страны, он увлекал зрителя с первого слова, несмотря на то, что все его рассказы абсолютно реальны. Его слог отличался не только живостью и свежестью, но и теплотой, лиричностью, а наблюдательности необыкновенной мог позавидовать любой человек искусства. Рассказывая об известных писателях и артистах, таких, как Самуил Маршак, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Василий Качалов, Александр Остужев, он в них полностью перевоплощался, раскрывая непростые характеры своих героев и даже особенности их мышления. В устных рассказах Андроников точно воспроизводил осанку, жест, мимику, передавал даже интонацию и тембр голоса его героев. Кому удавалось видеть и слушать Андроникова в зрительном зале, или в горах перед боями на Калининском и Закавказском фронтах, или в дружеском застольном кругу, или с экрана телевизора (он был основоположником жанра телевизионного рассказа), прекрасно понимали: перед ними был Волшебник.
При этом оформление концерта неизменно бывало более чем скромным: на сцене – небольшой столик и стакан воды на нем. Ни ярких подсветок и декораций, ни даже музыкального сопровождения. И ни одной бумажки и подсказки. Корней Иванович Чуковский говорил, что если бы ему довелось составлять биографические справочники, то около имени Андроникова он бы заменил слова «писатель», «литературовед» на «чародей», «колдун», «кудесник», «чудотворец».
«Список» Ираклия Андроникова составляет целое созвездие великих имен. Но, пожалуй, самая большая его любовь – Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследования творчества М.Ю. Лермонтова Андроников начал, будучи еще студентом, во время учебы на историко-филологическом факультете Ленинградского университета и одновременно – словесном отделении Института истории искусств. Уже в 1936 году в журнале «Труды Тифлисского университета» (вып. № 1) он опубликовал первую статью о Лермонтове. Статья называлась «К биографии М.Ю. Лермонтова». А в 1939 году издал книгу «Жизнь Лермонтова».
Именно в эти годы И. Андроников занимался не только теоретическими изысканиями о Лермонтове, но и активно принимал участие в создании музея поэта в селе Лермонтово в Пензенской области.
Следует отметить, что Тарханы стихийно воспринимались как национальное культурное достояние уже в XIX столетии. Паломничество поклонников Лермонтова сюда началось сразу же после его гибели. Об этом говорят дошедшие до нас сведения. В 1853 году журнал «Пантеон» сообщал:
Село Тарханы в последние годы приобрело известность, и часто бывает украшена свежими цветами гробница поэта. Грустно на его безвременной могиле, но отрадно внимание, которое оказывают его памяти и высокому дарованию.
Барский дом и другие памятные места в Тарханах показывали приезжающим сначала Андрей Иванович Соколов, дядька М.Ю. Лермонтова, потом – управляющий имением Петр Николаевич Журавлев (об этом сохранились публикации).
В год 50-летия со дня гибели М.Ю. Лермонтова «Пензенские губернские ведомости» официально сообщили читателям о том, что «15 июля, в день кончины великого поэта М.Ю. Лермонтова, прах которого покоится в селе Тарханы… в тарханском приходском храме совершена была заупокойная литургия… и затем торжественная панихида… Помолиться об упокоении души безвременно погибшего поэта собралось весьма много народа из разных слоев общества… К памятнику над могилой поэта были возложены венки». В 1914 году в часовне над могилой М.Ю. Лермонтова была заведена книга отзывов. Была озвучена в начале XX века и идея создания в Тарханах музея великого поэта, причем, не только в публикациях частных лиц, но и в официальных документах.
В 1935 году вышло постановление Совнаркома СССР о создании музея Лермонтова. Ремонт и реставрация барского дома были завершены в 1938 году. Одновременно решался не менее сложный вопрос – о создании экспозиции.
При Музейном Совете отдела Наркомпроса по вопросу об экспозиции Лермонтовского музея в Тарханах 9 декабря 1937 года в Москве состоялось совещание. На него были приглашены видные деятели музейного дела, директора лучших музеев столицы: М.Д. Беляев и К.М. Виноградова от Гослитмузея, А.Л. Вейнберг от Исторического музея, Морозова от Института литературы им. Горького, профессор Н.В. Нейман, И.Н. Розанов, И.Л. Андроников и консультант Наркомпроса Н.П. Пахомов.
Возвратившийся недавно из Тархан М.Д. Беляев информировал собравшихся о том, что барский дом «ремонтирован и приведен в порядок», но «никаких экспонатов… на месте не имеется». Взять на себя подготовку экспозиции в Тарханах было поручено центральному литературному музею страны – Гослитмузею. 11 августа 1837 года директор Гослитмузея В.Д. Бонч-Бруевич писал директору музея Лермонтова А.И. Храмову: «Экспозиционным отделом Гослитмузея уже начата работа над экспозиционным планом музеев Лермонтова и Белинского. Общее руководство работой, разработка экспозиционного плана и разработка основных экспозиционных тем включены в производственный план Гослитмузея». В бригаду по практическому созданию первой экспозиции вошли заведующая экспозиционным отделом Гослитмузея К.М. Виноградова, научные сотрудники Н.А. Любович, Т.А. Иванова. Неоценимую помощь в определении направления разработки экспозиции оказали Н.П. Пахомов, И.Л. Андроников, М.Д. Беляев, на них было возложено, главным образом, комплектование.
Корней Чуковский так писал о страсти Андроникова к поиску реликвий:
Литературовед-скороход, путешественник, странник… мчится без оглядки за тысячи километров ради старой бумажки, на которой начертано хоть несколько слов рукою Глинки, Вяземского или безмерно им любимого Лермонтова. И так огромен, так жарок его интерес к этим лермонтовским неведомым строчкам, что кажется, узнай он, что одна из этих бумажек лежит на дне Атлантического океана, он, не медля, нырнул бы в океанскую пучину и вынырнул с этой бумажкой в руке.
Уже в 1938 году был подготовлен тематико-экспозиционный план и скомплектовано 518 экспонатов. Одновременно шло художественное оформление (художник У.К. Рылова). Темпы работ были ударными, достижения – выдающимися. К февралю 1939 года основные работы по созданию первой экспозиции для музея М.Ю. Лермонтова были завершены, собрано и приобретено около 1500 экспонатов: рукописи, гравюры, книги, портреты, мебель, осветительные приборы, предметы быта и даже мемориальные предметы. Следует отметить, что коллекция оригинальных предметов первой половины XIX столетия, собранная для создания первой экспозиции, до сих пор не потеряла своей ценности и значения для фондового собрания музея.
«Благодаря подбору подлинного материала эпохи, Лермонтовский музей, помимо историко-литературного значения, является и бытовым памятником, так как наглядно знакомит посетителей с предметами материальной культуры конца XVIII и первой половины XIX века, – характеризовал созданную экспозицию с музееведческой позиции М.Д. Беляев. – Организованный музей М.Ю. Лермонтова, безусловно, стоит на высоте современных литературоведческих требований, и уже теперь можно сказать, что из местных литературно-мемориальных музеев в ряд с ним может идти только музей А.С. Пушкина в Михайловском».
А вот впервые побывал в Тарханах Ираклий Луарсабович Андроников только десять лет спустя, в 1948 году. Весь день Ираклий Луарсабович бродил по бывшей барской усадьбе, в которой прошли детство и отрочество будущего поэта, осматривал экспозиции, тарханские церкви, склеп и могилу М.Ю. Лермонтова. Позднее в «Рассказах литературоведа» И.Л. Андроников описал свое пребывание в Тарханах:
Этот скромный домик, эти тенистые аллеи, эти тихие пруды и бесконечный простор говорят сердцу и воображению нисколько не меньше, чем многие тома о жизни и творчестве Лермонтова. Встречи с колхозниками села Лермонтово, с сотрудниками музея, благоговейное их отношение к памяти Лермонтова, эти безмолвные процессии у входа в прохладном склепе глубоко взволновали меня.
И.Л. Андроников в «Тарханах». Первое посещение музея. 1948 год
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
С особенным чувством лермонтовед рассказывал о смотрителе тарханской часовни Андрее Ивановиче Исаеве:
Сторожит часовню и водит по ней экскурсии сторож-колхозник, лет примерно семидесяти. Никогда и нигде еще не доводилось мне видеть и слышать такого экскурсовода! Он рассказывает о Лермонтове так живо, так подробно и достоверно, что, кажется, он был командирован в ту эпоху и только недавно вернулся. Но при этом он не упивается знанием прошлого, не живет им. Нет! Лермонтов в его рассказе словно выдвинут из той эпохи, приближен к нам и будто стоит рядом со сторожем, как живой с живыми говоря!
Живой голос Ираклия Андроникова, рассказывающего о первом штатном сотруднике лермонтовского музея – хранителе часовни над могилой поэта Андрее Ивановиче Исаеве – хранится в фондах музея на грампластинке.
Грампластинка. Андроников Ираклий Луарсабович. Запись рассказа «Земляк Лермонтова». В исполнении автора.
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Между прочим, А.И. Исаев изложил И.А. Андроникову «свое предложение в Союз писателей»: прислать в день гибели М.Ю. Лермонтова «небольшую делегацию» от писателей, «чтобы один стихи почитал, а другой речь сказал. И возложили бы». Такое предложение А.И. Исаев объяснил тем, что он считает: М.Ю. Лермонтов достоин того, чтобы писательская делегация приехала специально к нему, а не «походя», случайно проезжая мимо. Ираклий Луарсабович не только передал «товарищу Фадееву» просьбу «сторожа при могиле Михал Юрича», но через месяц сам вместе с другими в день памяти поэта приехал в Лермонтово. Об этом свидетельствует сохранившаяся запись в книге отзывов, сделанная И.Л. Андрониковым: «25 июля 1948. Мы приехали к Лермонтову, чтобы возложить на его могилу венки от имени советских писателей и ученых».
Запись в книге отзывов музея-заповедника «Тарханы», сделанная И.Л. Андрониковым 25 июля 1948 года
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Музей бережно хранит не только найденные им лермонтовские реликвии, но и все, что связано с самим лермонтоведом. Вот книга отзывов с его вышеприведенной записью. Вот на фотографиях 1948 года и 1964 года И.Л. Андроников запечатлен в Тарханах: выступает на юбилейной лермонтовской научной конференции, стоит у могилы поэта, дает автограф профессору Пензенского педагогического института К.Д. Вишневскому и другие. Хранится в музее книга «Лермонтов. Исследования и находки» с дарственной надписью, подаренная автором в год 150-летия со дня рождения поэта: «Дорогому музею Михаила Юрьевича Лермонтова в Тарханах, который всегда в сердцах и в мечтах. Ираклий Андроников. 4 окт. 1964».
Книга И.Л. Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки» с дарственной надписью автора. 1964 год
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
А вот сопроводительное письмо Андроникова к бесценному дару в музей – альбому Солнцевых с рисунком и автографом поэта: «Я передаю этот альбом … в дом, в котором Лермонтов провел первые тринадцать лет своей прекрасной и удивительной жизни. Пусть он лежит здесь…».
Хранятся в коллекции письменных источников письма И.Л. Андроникова писательнице Т.А. Ивановой с замечательными советами, рецензиями Андроникова разных лет, начиная с 1953 года.
Письмо И.Л. Андроникова писательнице Т.А. Ивановой от 21 августа 1953 года
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
И, конечно, хранит музей М.Ю. Лермонтова все издания исследований, находок, рассказов Ираклия Андроникова, в том числе – с автографами дарителей. И воспоминания о нем. В 1975 году И.Л. Андроников снова в любимых Тарханах: он – почетный гость Всероссийских литературных чтений школьников. Когда закончилась торжественная часть, где Ираклий Луарсабович говорил приветственное слово, все разбрелись по усадьбе. Ираклий Луарсабович расположился на южной стороне церкви Марии Египетской, его окружили и он долго рассказывал детям о величии, гениальности и значении М.Ю. Лермонтова. Рассказывал так интересно и доступно, что они готовы были слушать его бесконечно.
Издания И.Л. Андроникова из коллекции основного фонда книг музея-заповедника «Тарханы»: Лермонтов в Грузии в 1837 году; Лермонтов; Лермонтов. Новые разыскания
Слушать его хотели все – и дети, и взрослые. Ираклий Луарсабович был для всех праздником. Об этом – запись в тарханских книгах отзывов: «Делегация города Кузнецка благодарит за удивительный праздник, за возможность услышать Андроникова»; «От всей души благодарны Ираклию Андроникову».
Тарханы. 150-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Возложение венков на могилу поэта. Первый справа – И.Л. Андроников. 4 октября 1964 г.
Записи гостей музея «Тарханы» в книге отзывов. 1975 год
Кажется, никто не любил Лермонтова так, как Ираклий Андроников. И Лермонтова никто не знал так, как Ираклий Андроников. И никто не сумел найти и открыть в лермонтоведении больше, чем он. И никто не зажег в сердцах самых разных людей такого интереса и любви к поэту.