
«Хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – иди вместе» – под таким девизом в минувшие выходные в городе Сердобске Пензенской области прошло заседание выездной педагогической школы под названием «Проектная деятельность: от идеи до внедрения». Организатором масштабного мероприятия стал коллектив опытных педагогов школ города Пензы – участников регионального педагогического клуба «Наставник 58».
Главной целью мероприятия стали обмен опытом и практиками в области проектной деятельности. Во время выступлений, нетворкинга, мастер-классов, обсуждения поднимались вопросы поиска тем, которые могут заинтересовать и вовлечь школьника в проектную деятельность. Говорили об актуальных методах и форматах работы над исследованиями, о создании возможных коллабораций и сообществ школьников и сторонних организаций, зачастую совершенно неожиданных. Представленные направления поиска новых форм работы с детьми интересны не только педагогической общественности, но и музейному миру, который всегда открыт для молодого поколения, приветствует и учится на идеях юных посетителей, а также развивает такое направление, как музейная педагогика. Именно эта часть работы музея-заповедника «Тарханы» была представлена на встрече заведующим отделом экскурсионной работы Марией Федоровой. Она рассказала собравшимся о работе Центра музейной педагогики в организации культуры. В частности, было отмечено, что на протяжении многих лет в музее ведется планомерная работа по реализации культурно-образовательной функции.
С учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с учебными, а также планами воспитательной работы дошкольных и общеобразовательных организаций в «Тарханах» создана и не один десяток лет реализуется программа «Музей и дети». Ее цель – поэтапное развитие интереса к истории села Лермонтово (как основе нравственного и патриотического воспитания), и отсюда особенном восприятии М.Ю. Лермонтова как земляка, выросшего на тарханской земле и впитавшего лучшие традиции родного края. Курс «Мы и Лермонтов» органически вписывается и существенно дополняет дошкольное и школьное образование, вносит разнообразие в преподавание таких предметов, как литература, история и краеведение, ИЗО и музыка, математика и физическая культура.
Кроме того, ряд мероприятий, предлагаемых «Тарханами», также сориентирован на возможность реализации набирающего популярность направления «Урок в музее». Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» подробнейшим образом разбирается на интерактивном занятии «Отражение исторических реалий Бородинского сражения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое проходит среди предметов – подлинных свидетелей Отечественной войны 1812 года, а занятие «Смекалка дороже богатства» включает одновременно урок по математике, на котором решаются задачки из «Ручной математической энциклопедии» лермонтовского времени, урок естествознания по книге XIX столетия «Зрелище Вселенныя» и урок чтения, во время которого дети сами «находят» потерянные слова и буквы в старинных пословицах.
Невероятно уютная творческая атмосфера и новые знакомства способствовали тому, что далеко не один раз, прямо во время обсуждения, рождались достойные внимания идеи, темы для проектирования и конкретные планы. Встреча с профессиональным педагогическим сообществом стала для представителей музея-заповедника «Тарханы» настоящим источником вдохновения и новым направлением сотрудничества в деле воспитания подрастающего поколения.