
В 1840 году критик В.Г. Белинский в письме К.С. Аксакову сообщал: «Видел Крылова и, признаюсь, с умилением смотрел на этого старца-младенца, о котором можно сказать:"сей остальной из стаи славной"».
13 февраля исполняется 255 лет со дня рождения известнейшего русского баснописца, публициста и издателя сатирических журналов Ивана Андреевича Крылова. Если заглянуть в оглавление книги «И.А. Крылов в воспоминаниях современников», тут же в списке открываются великие имена: А.С. Пушкина и П.А. Вяземского, В.Г. Белинского и К.Н. Батюшкова, Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева, Н.М. Карамзина, А.С. Грибоедова и многих других. Современники отмечали, что жизнь баснописца была «оригинальной» и «странной», она не была ни притворством, ни маской и вся суть натуры И.А.Крылова проявлялась в его баснях.
Отец Ивана Андреевича, небогатый тверской дворянин, не имея возможности воспитывать «Ванюшу» по бедности, вынужден был отдать мальчика двенадцати лет отроду в дом богатого уездного предводителя дворянства П.П. Львова. Расторопный мальчик прилежно занимался вместе с детьми доброго к нему семейства, «ловко исполнял желания» своих покровителей, потом был отправлен в Петербург и там уже стал известен всей России своими баснями. В 1797 году, сопровождая детей опального князя С.Ф. Голицына, будучи их учителем и личным секретарем князя, переехал в усадьбу Зубриловка Саратовской губернии, граничащей с Пензенскими землями (в настоящее время находится в составе Пензенской области). Родившийся в Пензе известный мемуарист пушкинской эпохи Ф.Ф. Вигель вспоминал о знакомстве с Крыловым в Зубриловке:
…деревню и дом князя Голицына избрал тогда убежищем один весьма мохнатый певец, известный чудесными дарованиями. Я назвал его певцом мохнатым, потому что в поступи его и манерах, в росте и дородстве, ровно как и в слоге, есть нечто медвежье: та же сила, та же спокойная угрюмость, при неуклюжестве, та же смышленость, затейливость и ловкость… Он был тогда лет тридцати шести и более двенадцати известен в литературе… В этом необыкновенном человеке были положены зародыши всех талантов, всех искусств.
Пробыв всего лишь несколько месяцев в усадьбе Голицыных, И.А. Крылов мог работать над одой «Уединение», навеянной унылой неспешной жизнью в провинции, написал стихотворения «На случай грозы в деревне» и «К спящему дитяти» и создал басню «Свинья под дубом».
Еще в ранние детские годы, а потом и во время обучения в Московском университетском благородном пансионе юноша Лермонтов читал, хранил и даже подражал произведениям И.А. Крылова, о чем вспоминал троюродный брат поэта А.П. Шан-Гирей: «Тут <в Москве> я в первый раз увидел русские стихи у Мишеля: Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина…». Строчкам из басни И.А. Крылова «Осел и соловей»:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…
Вторят строки Лермонтова из поэмы «Корсар»:
Певец незримый напевал
Веселье, радость и свободу,
Как нежно вдруг ослабевал,
Как он, треща, свистал, щелка́л,
Как по лазоревому своду
На легких крылиях порхал,
И непонятное волненье
В душе я сильно ощущал.
Или строка из драмы «Люди и страсти»: «поверь мне, той страны нет краше и милее», которая считается измененной заключительной строкой из басни «Два голубя». Кроме того, стиль написания «Тамбовской казначейши», над которой поэт работал в Тарханах зимой 1836 года, приближен к бассенному легкому слогу И.А. Крылова.
Когда Лермонтов был в самом начале своего творческого пути, Крылов был уже в почтенном возрасте, его книги, его 236 басен с оригинальным сюжетом или заимствованным и творчески переработанным у Эзопа и Лафонтена, вознесли его имя до недосягаемой величины. Имя баснописца никогда не оставалось без внимания читателей или лестных отзывов русского императора Николая I.
В светском обществе пересказывались литературные анекдоты, связанные с личностью и характером баснописца, например А.П. Керн вспоминала: «Однажды он уснул в самый разгар литературной беседы. Разговор продолжался под храп баснописца. Но тут спор зашел о Пушкине и его таланте, и собеседники захотели тотчас же узнать мнение Крылова на сей счет; они без стеснения разбудили его и спросили: "Иван Андреевич, что такое Пушкин?" – "Гений" – проговорил быстро спросонья Крылов и опять заснул». Такие воспоминания современников наводят на мысль, что популярность гениального баснописца не только в его особенном замечательном литературном стиле, но в нем самом – он как будто сам был одним из персонажей басни.
Вот уже третье столетие дети с самого раннего возраста воспитываются на баснях И.А. Крылова, но эти произведения, не простые даже для восприятия взрослого сознания, не утрачивают популярности и продолжают давать нам уроки морали и нравственности, рассказывают об истинных добродетелях.