
На период пребывания М.Ю. Лермонтова в Тарханах зимой 1836 года выпало много событий православного и народного календаря.
Приехал Михаил Юрьевич, как свидетельствует письмо Елизаветы Алексеевны под самый новый год, который в XIX веке совпадал с прославлением святого Василия Великого. И праздник тогда называли Васильев день. Один из самых выдающихся деятелей раннего христианства являлся святым покровителем прадеда Михаила Юрьевича (отец деда М.В. Арсеньева – Василий Васильевич Арсеньев). Пензенский помещик П.К. Шугаев, собиравший рассказы старожилов о Лермонтове во второй половине XIX века, видел образ этого святого в сельском храме в Тарханах:
В алтаре, на правой стороне, имеется образ Василия Великого замечательно древней художественной работы, но без ризы, прежде принадлежавший, как мне передавали, еще отцу Михаила Васильевича Арсеньева.
(К сожалению, место нахождения образа, о котором пишет Шугаев, неизвестно. Но в исторической коллекции музея-заповедника «Тарханы» хранится старинный образ этого почитаемого на Руси святого. Его можно увидеть в экспозиции домовой церкви Марии Египетской).
В Тарханах Лермонтов погрузится в атмосферу святочных гуляний, колядок, «проживет» вместе с народом Крещение с его непременными морозами, «иорданской водицей» и особыми приметами, а еще ощутит великолепие настоящей русской снежной зимы.
Еще в детстве, по воспоминаниям троюродного брата А.П. Шан-Гирея, «Мишель был мастер делать из … снегу человеческие фигуры в колоссальном виде...». Но уже взрослому офицеру интереснее было наблюдать за излюбленной в народном мире забавой – кулачным боем. Их устраивали, как правило, зимой: в период от Рождества до Крещения и на Масленицу.
Теперь уже не то, что в детстве, когда «...на плотине с замиранием сердца смотрели, как православный люд, стена на стену ... сходились на кулачки… и раз расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови» (А.П. Шан-Гирей). Взрослый офицер, по воспоминаниям старожилов, в ту зиму сам был устроителем кулачного боя. Обратимся к рассказам современников поэта, записанных П.К. Шугаевым:
Сельская площадь все в том же виде, на которой в праздничные дни Михаил Юрьевич ставил бочку с водкой, а крестьяне села Тархан разделялись на две половины, наподобие двух враждебных армий, дрались на кулачки, стена на стену, а в это время, как современники передают, «и у Михаила Юрьевича рубашка тряслась», и он был не прочь принять участие в этой свалке, но дворянское звание и правила приличий только от этого его удерживали; победители пили водку из этой бочки; побежденные же расходились по домам, и Михаил Юрьевич при этом всегда от души хохотал.
Причем, «стена на стену» – профессиональный термин, который обозначал вид боя, при котором участники выстраивались в один ряд и должны были удержаться перед давлением такой же «стенки» противника. В этом бое использовались настоящие военные приемы – перестроения, отступления и прочее. А вот в «Песне про купца Калашникова» описан другой вид боя, называющийся «сам на сам», то есть один на один. Причем, правила битвы были строго определены: нельзя, например, было «бить лежачего», «биться по увечному» (калечить), наносить удар с тыла, бить ниже пояса и выше плеч. Все эти неписаные законы живут по сей день в русских пословицах и поговорках.
Интересно, что прадед поэта по линии Столыпиных, Алексей Емельянович, самолично участвовал в кулачных боях. Русский чиновник и офицер А.М. Тургенев, хорошо знавший Столыпина, в своих «Записках…» отмечал: «Емельянович ведал приемы кулачных бойцов, как ударит к месту (значит по артерной жиле на шее), под никитки (в левый бок к груди, близ сердца), земляных послушать часов (удар по виску), рожество надкрасить (разбить скулы, подбить глаза), краснаго петуха (своротить нос). Он был в превосходной школе у А. Гр. Орлова».
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Перед боем
А. Якобсон. Первая половина XX века
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
Святки – один из ярких и значимых зимних периодов. Не раз видел Михаил Юрьевич в детстве ряженых, скорее всего не обошлось без традиционных колядок и зимой 1836 года. Не мог поэт не слышать и заливистый смех крестьянских девушек, выходивших бросать валенок, чтобы через нехитрые гадания приоткрыть завесу будущего. Святочные дни – еще и повод ходить в гости: «В городах и селах святочные ночи посвящены были разъездам и пирушкам для поддержания родства, приискания невест и суженых», – замечает автор книги «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу: исторический очерк И.Н. Божерянова». Известно, что гостеприимство было одним из достоинств хозяйки тарханского имения Е.А. Арсеньевой, однако сильные снегопады в эти дни 1836 года существенно меняли установленный обычай.
Как известно, период святок заканчивался Крещением, или Богоявлением. В 1836 году оно сопровождалось лютыми морозами. Этот день исстари праздновался на Руси широко и торжественно, с соблюдением всех обрядов и примет. Веря в силу «иорданской водицы», ее набирали и несли домой. На особом счету был и крещенский снег: им белили домотканые холсты, которые наткали за время осенне-зимних посиделок.
В этот календарный период в народной жизни уже начиналась подготовка к весенним заботам (вспомним знаменитую поговорку «Готовь сани летом, а телегу зимой»). Народный быт тоже был знаком поэту с детства: видел он в их жизни не только «пляску с гиканьем и свистом», но и насущные проблемы. Сохранилась легенда о Лермонтове-добром барине:
Уцелел рассказ про один случай, происшедший во время одного из приездов в Тарханы Михаила Юрьевича, когда он был офицером лейб-гвардии...В это время ... все солдаты, пробывшие в военной службе не менее двадцати лет, были отпущены в отставку по домам; их возвратилось из службы в Тарханы шесть человек, и Михаил Юрьевич, вопреки обычая и правил, распорядился дать им всем и каждому по ½ десятины пахотной земли в каждом поле при трехпольной системе и необходимое количество строевого леса для постройки изб, без ведома и согласия бабушки; узнав об этом, Елизавета Алексеевна была очень недовольна, но все-таки распоряжения Мишеньки не отменила.
Еще не скоро появятся проникновенные строки знаменитого стихотворения «Родина», но зима 1836 года, безусловно, была еще одним важным периодом в формировании особых смыслов, которые поэт вкладывал в слово «отчизна», неотъемлемой частью которой с самого раннего тарханского детства являлся народный мир:
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.