
«А тут Сура, рыбная ловля, катания на лодках с "Вниз по матушке по Волге", на красивом берегу большое пчеловодство, ... и жирный чернозем, бороздимый машинами из-за границы, и хлебные поля, и плодовые сады, ... и балаганы на ярмарочной площади, ... и театральные представления...», – так о Пензенской земле вспоминал Всеволод Эмильевич Мейерхольд – русский и советский театральный режиссер, актер и педагог, реформатор театра, создатель актерской системы, получившей название «биомеханика».
28 января (9 февраля по н.ст.) 1874 года в Пензе в семье обрусевшего немца Эмилия Федоровича Майергольда, владевшего крупным водочным заводом и сдававшего крестьянам землю в аренду, родился восьмой ребенок. Назвали мальчика Карл Казимир Теодор. Мать Альвина Даниловна (урожденная Неезе) учила детей «любить и жалеть человека бедного, больного, обездоленного», часто устраивала музыкально-литературные вечера, приобщала к театру, предлагая поучаствовать в любительских спектаклях.
Учился Карл Казимир Теодор в Пензенской 2-й мужской гимназии, трижды оставаясь на второй год. Молодой человек мечтал о театре, доверяя сокровенные мысли своему дневнику: «У меня есть дарование, я знаю, что мог бы быть хорошим актером. Это – мечта моя, самая заветная, об этом думаю я чуть не с шестилетнего возраста. Я желал бы быть на сцене».
В 21 год сменил имя в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина и «бросился из лютеранства в православие». Фамилию «Майергольд» стал писать по правилам русской грамматики – «Мейерхольд».
Окончив гимназию, будущий режиссер поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс В.И. Немировича-Данченко. Всеволод выделялся среди молодых актеров и актрис, единственный имея «по истории драмы, литературы и искусства высший балл».
В 1898 году «готового актера» Мейерхольда Немирович-Данченко рекомендовал в состав труппы нарождавшегося Художественного театра.
Мейерхольд за чтением «Чайки» Антона Чехова в Царском селе, 1898 год
Источник
Как всякий молодой актер Мейерхольд представлял себя в главных ролях. Он ожидал перемен, представляя, «будто что-то стоит за дверью и ждет своего часа». За первые четыре сезона Мейерхольд сыграл восемнадцать ролей. Среди них – роль Треплева из «Чайки», Тузенбаха из «Трех сестер», Иоанна из «Смерти Иоанна Грозного». Он первым на русской сцене сыграл Василия Шуйского из «Царя Федора Иоанновича». Постепенно в труппе начинается «раскол и брожение». Творческие разногласия привели к разрыву отношений Мейерхольда с наставниками. Желание реализовать свою творческую программу побудило его покинуть театр.
На свой страх и риск Всеволод Эмильевич начал самостоятельную режиссерскую работу, возглавив в Херсоне труппу «Товарищество новой драмы». За три года было поставлено около двухсот спектаклей. Мейерхольд работал много, спал по пять-шесть часов в сутки, так как управлял театром, был режиссером и актером.
В жизни Мейерхольда будет работа в Театре-студии К. Станиславского, постановки спектаклей в петербургском театре В. Комиссаржевской. Трудно ему пришлось на сценах Александринского и Мариинского театров с «паспортом пензенского мещанина в кармане». В нем определяли «режиссера-революционера», «режиссера-изобретателя», готовящегося к реформации театра. Мейерхольд создал систему упражнений под названием «биомеханика». Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке.
В Александринском театре в 1917 году состоялась премьера спектакля «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в постановке Мейерхольда, которую поэт так мечтал увидеть на сцене, но драматическая цензура несколько раз отвергала ее. Об этом беспокоился автор пьесы и в Тарханах зимой 1836 года, когда сообщал другу С.А. Раевскому, что его «"Арбенина" снова не пропустили»… Спектакль в XIX веке путем неимоверных усилий деятелей русского театра все же был введен в классический русский репертуар, но, по оценке В.А. Мануйлова и В.Э. Вацуро, «настоящая сценическая жизнь "Маскарада" началась, однако, только в 1917 г., когда эту драму в оформлении А.Я. Головина поставил в Александринском театре В.Э. Мейерхольд». Премьера состоялась 25 февраля 1917 года, позже появилась его вторая (1933 год), а затем и третья (1938 год) редакции. Постановка была создана совместно с художником Александром Головиным и композитором Александром Глазуновым. Замысел вынашивался долгих шесть лет, но поставлен спектакль был практически за месяц. Для Мейерхольда в «Маскараде» основной стала тема «призрачности, иллюзорности жизни России, стремительно несущейся к краху».
Важнейшие мизансцены режиссер решил приблизить к зрителям, чтобы погрузить их в атмосферу спектакля. Для осуществления этого замысла Головин умело объединил сцену и зрительный зал в единое театральное пространство.
Всеволод Эмильевич хотел использовать музыку в отдельных местах «Маскарада». Но в ходе работы решил дать музыкальное сопровождение на протяжении всего представления и обратился к Глазунову – продолжателю русской симфонической школы, чья музыка впоследствии привела всех «в величайший восторг».
Премьера спектакля состоялась, когда город был охвачен всеобщей забастовкой. Далее произошла Февральская революция. Авангардная постановка стала последним спектаклем императорской России – «реквиемом по уходящей эпохе», как позже его назвали.
«Маскарад» стал ярким событием и имел большой успех, несмотря на противоречивые мнения критиков. «Величественный и холодный», он был «лебединой песней императорской Александринки, последней премьерой февраля 1917 года».
Пережив Гражданскую войну и смену актеров, спектакль оставался популярным. Журнал «Рабочий и театр» сообщал: «"Маскарад ", поставленный в 1917 году, оказывается одним из интереснейших <…> спектаклей акт-драмы». Постановку Мейерхольда называли «спектаклем-музеем», «спектаклем-памятником».
Революцию режиссер принял восторженно, охотно сотрудничал с новой властью. Но его постановки подвергались критике, назывались чуждыми советской идеологии. Созданный еще при жизни режиссера Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ), просуществовал несколько лет и был закрыт из-за обвинений, что ставятся пьесы писателей – врагов народа.
От опального режиссера отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Обвинив в клевете на страну, партию, Мейерхольда арестовали. После нескольких месяцев тюрьмы он был расстрелян. Реабилитировали посмертно в 1955 году.
В пензенском мемориальном доме Мейерхольдов в 1984 году в год 110-летия режиссера был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто. В 1999 году рядом установлен памятник режиссеру (работа пензенского скульптора Ю. Ткаченко).
19 сентября 2014 года в Российском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) состоялась премьера спектакля «Воспоминания будущего» по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года, приуроченная к двум датам – 200-летию М.Ю. Лермонтова и 140-летию В.Э. Мейерхольда.
Программа спектакля «Воспоминания будущего» по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года в постановке Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). 2014 год
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
2024 год – снова юбилейный для двух имен, которых объединили пензенская земля и талант. «Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу». Слова Альбера Камю как нельзя лучше характеризуют две личности, составляющие гордость русской культуры.