
31 января свой профессиональный праздник отмечают ювелиры. Русское слово «ювелир» происходит от французского joyau – «сокровище», которое, в свою очередь восходит к латинскому jocellum – «драгоценность». Немецкое Juwelier можно перевести как «драгоценный камень». Однокоренное слово «jewel» существует в английском языке.
Ювелирное дело – это мастерство обработки драгоценных материалов, разновидность декоративно-прикладного искусства, художественный смысл которого заключается в том, чтобы по воле, таланту и умению мастера превратить драгоценные материалы в еще более дорогие и прекрасные. К драгоценным металлам относятся прежде всего золото, серебро и платина.
Мастер ювелирного дела должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков. В процессе производства применяются филигрань, литье, прокатка, гибка, пайка, чеканка, волочение, шлифовка, полировка. Большинство этих техник требуют специфических навыков, особого «чутья» и высокого художественного вкуса. Это позволяет мастерам золотого и серебряного дела создавать красоту, овеянную ореолом загадочности и романтики способную удивлять, восхищать и завораживать.
Ювелир – одна из самых древних профессий. Уже во II – III веках до нашей эры, в скифские времена, существовал обычай погребения умерших с предметами быта и драгоценными украшениями из меди, бронзы, серебра и золота, которые и сейчас поражают красотой и изяществом.
История ювелирного дела в России уходит корнями в далекие времена, в IX – XII века. Именно тогда появились различные техники обработки металлов – зернь, эмаль, филигрань, скань. Благодаря им русские мастера на протяжении многих веков создавали высокохудожественные изделия из драгоценных металлов. Широко известными центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные города: Великий Устюг, Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль и многие другие.
В фондовом собрании Музея-заповедника «Тарханы» хранятся памятники золотого и серебряного дела известных русских мастеров XVIII – XIX веков.
Изделия из драгоценных металлов составляют незначительную по количеству предметов, но очень интересную часть фондов. Среди них и простые бытовые предметы, и высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства, представляющие большую историческую ценность. Эти предметы, в особенности те, которые уже вышли из употребления, вызывают неизменный интерес у посетителей. Созданные мастерами своего времени, помещенные в старинные интерьеры, они помогают донести до современного человека атмосферу и настроение давно ушедших эпох. Как пишет известный искусствовед Н. Врангель, есть в «повести о прошлом» «своеобразная прелесть». Это прелесть «грубого лубка», «чудо простонародной русской речи», «сказка песен, пропетых в селе». Он же отмечает:
Вся эта культура, весь этот быт, все это прошлое, столь близкое по времени, теперь с каждым годом, кажется, будто удаляется на несколько столетий. И как чужда, непонятна и далека казалась людям Екатерининского века быль их прадедов времен Алексея Михайловича, так навсегда безвозвратно ушел быт крепостной России, живший полтора столетия. И потому, быть может, нежно ласкает и манит нас старая повесть о бабушках и дедушках, об арапах и крепостных, о мебели красного дерева и о домах с колоннами на берегу сонных прудов…
В этой «повести о прошлом» для нас важной становится любая деталь, в ней нет ничего второстепенного и малоинтересного:
…все те мелочные подробности ежедневной нашей жизни, которыми мы пренебрегаем в настоящее время, считая их излишними и утомительными, становятся драгоценными по прошествии столетия, потому что живо рисуют нам нравы, обычаи, привычки давно исчезнувшего поколения и жизнь, имевшую совершенно другой склад, чем наша.
В XVIII – XIX веках изделия из золота и серебра были распространены очень широко. Ими пользовались в царских дворцах, богатых монастырях и соборах, на празднествах, охоте, балах, потехах, их включали в состав приданого богатых невест. Серебром и золотом украшали иконы, книги, церковную утварь, оружие, одежду, кольца, брошки, серьги, всевозможные коробочки для белил, румян, мушек, рожки для кормления младенцев, пуговицы, столовую посуду и многое другое.
Во второй половине XVIII – первой половине XIX века серебряные предметы широко вошли в повседневный дворянский быт. Е.П. Янькова, дочь богатого и высокопоставленного вельможи П.М. Римского-Корсакова, вспоминала (речь идет о 1780-х годах):
… ложечек чайных для всех не было; во всем доме и было только две чайных ложки: одну матушка носила при себе в своей готовальне, а другую подавали для батюшки.
Со временем наличие столового серебра стало необходимым в каждой уважающей себя дворянской семье. Столовое серебро относилось к фамильным драгоценностям, бережно хранилось и передавалось от родителей к детям. В 1799 году тот же Римский-Корсаков продал свой старый дом и купил новый, «каменный, прекрасный», отделанный «по-тогдашнему очень хорошо». Ему понадобилось, чтобы «весь обиход домашний был получше», по этой причине он заказал «серебряный новый сервиз», который вскоре был обновлен к свадьбе дочери. Через пять лет женился сын Римского-Корсакова, и вельможа «дом свой отделал заново, весь свой серебряный сервиз переменял» Столовое и чайное серебро значится в перечне данного им в приданое дочери в 1793 году.
В первой половине XIX века изделия из серебра употреблялись в дворянском быту повсеместно. Серебряными предметами повседневного обихода пользовался М.Ю. Лермонтов. В «Описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского Пехотного полка поручика Лермонтова» от 17 июня 1841 года значатся вызолоченный серебряный крест, образы Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина в серебряных вызолоченных ризах, образ Св. Николая Чудотворца в серебряной ризе с вызолоченным венцом. Здесь же перечислены «золотая складная в перламутровых черенках» лорнетка с двумя стеклами, серебряные ситечко, соусная ложечка, столовые и чайные ложки. Названы полусабли с серебряным темляком, черкесский пистолет, декорированный серебром с золотой насечкой, кинжал с ножиком, шашка в серебряной оправе с портупеей, украшенной серебряными пуговицами. Среди вещей указаны также перстень «английского золота» с бирюзой и кольцо червонного золота. Мы видим, что в числе личных предметов М.Ю. Лермонтова на Кавказе, то есть в походных условиях, были серебряные вещи самого разнообразного назначения.
В фондовой коллекции музея имеются аналогичные предметы. Их назначение весьма обширно. Это посуда: сливочники, чайники, чарки, стопы, вазочки-креманки, солоницы, сахарницы, икорница, флаконы для специй, различные ложки, вилки, конфетницы, молочники, фужеры, стопы, стаканчики. Кроме того, представлена церковная утварь: оклады икон, лампады, дарохранительницы. Хранятся предметы декоративно-прикладного искусства разного назначения – ваза, табакерки, мушница, поднос, часы, зеркало. В музейном собрании находятся изделия из золота и серебра второй половины XVIII – первой половины XIX веков, все они имеют историко-художественную и коллекционную ценность.
Подборка бытовой посуды представлена работами московских и петербургских мастеров: Николая Дубровина, Василия Петровича Иконникова, Карла Пальма, Егора Сеппе, Алексея Косырева и других. Это изделия талантливых русских мастеров, дающие максимальное представление о характерных стилевых тенденциях в ювелирном искусстве. Предметы воплощают дух времени и предоставляют большие возможности при создании экспозиций и выставок. Посуда отличается высокими художественными характеристиками, безупречным исполнением, изяществом отделки. В духе «николаевского» ампира созданы заварочные чайники и сливочники, парные вазочки для десерта, конфетница в форме изящного четырехугольного вогнутого лотка с подъемной ручкой.
К редко встречающимся образцам русского художественного серебра эпохи Екатерины Великой относится сахарница, изготовленная известным московским мастером среброделия Григорием Лакомкиным в 1776 году.
САХАРНИЦА
Серебро 840, чеканка, канфарение, полировка
Россия, Москва, мастер Григорий Лакомкин, 1776 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Подобные памятники представлены единичными экземплярами в крупнейших музейных собраниях. Например, чеканные стаканы работы этого мастера имеются в собрании Государственного Исторического музея. Сахарница украшена рельефной чеканкой с канфарением, что характерно для русских мастеров: раковины в стиле барокко, симметрично расположенные вертикальные рельефные полосы, С-образные завитки. Такой прием обработки серебряных изделий является одним из самых сложных и доступен далеко не каждому. Уникальна сахарница и тем, что удалось установить имя автора, одного из очень немногих известных русских ювелиров этого периода. Дополнительную ценность и редкость придает изделию точная датировка: на тулове в центральном медальоне вырезана надпись «1776 Го».
Известнейшей петербургской фирмой c 1829 до 1870 года являлся «Английский магазин» («MAGAZIN ANGLAIS»). Фирма имела высокое звание Поставщика Двора Его Императорского Величества и получала наиболее крупную долю всех заказов художественного серебра для царской семьи. В частности, в период с 1830 по 1850–е годы фирма Никольс & Плинке изготовила сервизы, вошедшие в состав приданого дочерей императора Николая I – Марии, Александры и Ольги.
Один из самых известных мастеров золотого и серебряного дел фирмы Никольса и Плинке – Франк Иоганн Енок (1801 – 1847). В фондовом собрании музея-заповедника «Тарханы» имеется изделие прославленного мастера – зеркало в серебряной оправе на деревянной раме. Как и все изделия фирмы и конкретно этого мастера, зеркало отличается прекрасным исполнением, изяществом и особой «английской» элегантностью.
ЗЕРКАЛО
Зеркало, серебро, литьё; дерево
Россия, Санкт-Петербург, фирма «Английский магазин», мастер Енок Ф. 1840-е
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Гладкий серебряный молочник работы Франка Иоганна Енока хранится в Государственном Историческом музее.
Еще более высокое звание – придворного фабриканта серебряных изделий – имела фирма «Сазиковъ». Эту фабрику основал в 1793 году Павел Сазиков, известный искусный гравер. В 1837 году его сын Игнатий Павлович Сазиков был Высочайше удостоен Государем Императором Николаем I высокого звания придворного фабриканта серебряных изделий.
Новизна стиля, красота рисунка, блестящее качество исполнения принесли И.П. Сазикову европейскую известность, а после первой Всемирной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году, и мировую: впервые русская фирма получила заказы из-за границы, в частности из Англии. Мастер первый дал своим произведениям национальный характер. В его изделиях практически все было исконно русское – и идея, и рисунок, и модель. Он был «значительным фабрикантом, соединяющим в себе искусство художника с ремеслом промышленника».
В фондовой коллекции декоративно-прикладного искусства музея имеется изделие, изготовленное в Москве всемирно известной фирмой «Сазиковъ» – серебряный сливочник. Он украшен не столь пышно, но очень выразителен: это достигается за счет умелого подчеркивания природной красоты металла, его «мягкого мерцания и подчеркнутой пластичности». Гладкое тулово сливочника украшено полосой орнамента из сердец, который усложнен мелкими пальметтами, четырехлепестковыми розетками и жемчужинами.
СЛИВОЧНИК
Серебро, выколотка, полировка, накатка, золочение; кость
Россия, Москва, фирма «Сазиковъ», пробирный мастер Н.Л. Дубровин, 1835 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Не менее интересен столовый судок. Несмотря на то, что этот предмет сервировки стола бытует в России со второй половины XVIII века, аналоги нам неизвестны. Как правило, судки изготавливались полностью из серебра или стекла и состояли из четырех – шести флаконов на подставке. К несомненным достоинствам экспоната можно отнести то, что он состоит из восьми флаконов: для соли, перца, сахарной пудры, горчицы, разных сортов масла, уксуса и острой приправы. Изготовлен судок с большим мастерством, серебряные части и граненое стекло в духе «николаевского» ампира составляют единый стилевой образ.
СУДОК СТОЛОВЫЙ
Серебро, стекло, литье
Россия, Санкт-Петербург, мастер И.Э. Риваге, 1829 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Изделие уточняет время работы в Петербурге еще одного прославленного мастера золотых и серебряных дел Ионаса Эрнста Риваге. Ранее было известно, что он находился здесь до 1827 год Клеймо на судке с датой «1829» свидетельствует о том, что И.Э. Риваге работал в столице минимум до 1829 года.
Крайне редко встречаются и представляют значительный интерес выполненные из золота небольшие и функционально ориентированные памятники этого периода. В коллекции драгоценных металлов музея имеется маленькая золотая коробочка работы замечательного мастера золотого, серебряного и черневого дел А.И. Соколова. Коробочка могла использоваться для хранения мушек, таблеток, нюхательной соли. Изделие отличается тщательной проработкой деталей в технике выемчатой глухой эмали ярких насыщенных тонов, оно является оригинальным памятником русского ювелирного искусства эпохи Александра I.
КОРОБОЧКА
Золото, эмаль
Россия, Москва, мастер А.И. Соколов, 1835 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
О высоком профессиональном уровне исполнения свидетельствуют и четкие, детально проработанные клейма. Ветка с крупными красными цветками на ярко-синем фоне и золотые побеги на светло-зеленом в сочетании с благородным мерцанием золотых полированных поверхностей создают ощущение роскоши, комфорта.
Распространенными предметами столовой посуды являлись, конечно, серебряные ложки, вилки и ножи. Наиболее широко представлены ложки, их в коллекции 26 штук, самых разных: от миниатюрной ложечки для горчицы в составе столового судка до большой ложки для салатов.
Стоит отметить чайные ложки работы золотого, серебряного и черневого дел мастера Александра Ивановича Жилина. Это один из самых видных в России мастеров первой половины XIX века. А.И. Жилин работал в Великом Устюге, его безупречные изделия хранятся в крупнейших собраниях. Ложки, вилки, тарелки, стаканы его работы представлены в Историческом музее и Оружейной палате. Чашечки ложек позолочены и украшены с внешней стороны черневой гравюрой с изображением архитектурного пейзажа, стебли оформлены в виде оперения стрелы. Чайные ложки «стрела» представляют собой достойный образец работы знаменитого великоустюжского мастера.
ЛОЖКИ ЧАЙНЫЕ «СТРЕЛА»
Серебро, гравировка, чернь, золочение
Россия, Великий Устюг, мастер А.И. Жилин, 1836 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Семье Жилиных принадлежит очень большая роль в истории развития устюжской черни. Петр Жилин (род. 1713) был родоначальником целого поколения мастеров черни по серебру. Черневым мастерством занимались три его сына. Работы мастеров Жилиных различны по манере исполнения, но всегда отличаются высоким совершенством и изяществом. Среди мастеров этой фамилии особенным дарованием отличается Александр Жилин. Знаменитой «северной чернью» Великий Устюг заслужил всемирную славу. Ее отличает не только особо прочный черневой состав, но и богатая гамма – от пепельно-серого до густо-черного. Рецепт черневого сплава поколения великоустюжских мастеров сохраняли как профессиональную тайну.
Чрезвычайно интересны десертные ложки, украшенные гербами городов Москвы и Вологды и изображениями крестьянок в национальных костюмах Московской и Вологодской губерний. Они изготовлены в 1830-х годах. Именно в это время «национальный подъем, связанный с Отечественной войной 1812 года, нашел отклик в золотом и серебряном деле». Исследователи пишут следующее об искусстве этого периода:
Усиливается интерес к родной природе, к национальной культуре… Демократические тенденции, ясно выраженные в литературе и живописи первой половины столетия, нашли отражение и в серебряном деле в изображениях жанровых сцен с фигурами пляшущих крестьян, пастуха, играющего на рожке, крестьянской женщины в кокошнике и др.
ЛОЖКИ ДЕСЕРТНЫЕ
Серебро, гравировка, чернь, золочение
Россия, неизв. мастер, 1830 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Особого внимания заслуживают комплекты столового серебра. Один из них – походный несессер, состоящий из складных ложек (столовая и десертная), ножа, вилки, футляра, который служит и стаканчиком. Приборы помещены в твердый, обтянутый кожей футляр. Как известно, в XVIII – XIX веках существовало очень много предметов, изготовленных для удобства в дороге, в путешествиях: дорожные самовары, бюро, специальные погребцы и так далее. Представленный походный несессер иллюстрирует эту сторону дворянского быта.
Комплект «Эгоист» (на одну персону) состоит из ложки, вилки и ножа, обильно украшенных черневым растительным узором в сочетании с позолотой.
НАБОР «ЭГОИСТ» (ЛОЖКА, ВИЛКА, НОЖ)
Серебро, гравировка, чернь, золочение
Россия, Москва, мастер-монограммист «Б.Е.», 1839 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Такие комплекты из серебра и фарфора – столовые, чайные, кофейные – были очень популярны у модников XVIII – XIX веков. Данный набор является образцом изделия столового серебра столичной работы 1830-х годов. Набор столовых ложек изготовлен в 1835 году неизвестным серебряником «АК», чьи работы представлены в крупнейших музейных и частных собраниях России, отличаются неизменными элегантностью и красотой. Интересно выполнено черневое покрытие разной интенсивности цвета – от серого к глубокому черному.
НАБОР СТОЛОВЫХ ЛОЖЕК
Серебро, гравировка, чернь, золочение
Россия, Москва, мастер-монограммист «А.К.», пробирный мастер Н.Л. Дубровин, 1835 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Оба комплекта представляют собой редкие памятники последнего этапа русского классицизма в ювелирном искусстве. Изысканные черневые узоры выполнены на очень высоком техническом уровне в соответствии с требованиями стиля, их отличают симметрия, яркость, пропорциональность.
В фондовой коллекции представлена еще одна группа предметов из серебра XVIII – первой половины XIX веков: это стаканчики, чарки, стопы и солонки работы московских мастеров золотых и серебряных дел. Среди них изделия Николая Алексеева (в Государственном Историческом музее имеются солонка и десертный нож его работы), неизвестных мастеров-монограммистов «АК», «ЕС», «ВЛ», «ДС», «О.К.» (их произведения также хранятся в отделе драгоценных металлов ГИМа). Зачастую именно в таких предметах сильнее всего выражены традиции русских умельцев в украшении серебряной посуды чеканкой, резьбой и черневыми узорами. Ни в одной другой стране чернь, например, не получила столь длительного, широкого и разнообразного применения, как в России. В этом отношении замечательны стаканчики (стопки), в которых отражены характерные для XVIII века формы и техника изготовления и украшения.
СТАКАНЧИК (СТОПА)
Серебро, гравировка, чернь, золочение
Россия, Москва, мастер-монограммист «О.К.», 1838 год
Из собрания музея-заповедника «Тарханы»
Очень разные по художественному решению, технике и назначению, предметы из драгоценных металлов составляют замечательную фондовую коллекцию музея-заповедника «Тарханы». Они интересны не только тем, что имеют художественную ценность как образцы декоративно-прикладного искусства. Изделия из собрания музея воплощают в себе стилевые особенности, характерные для искусства своего времени, демонстрируют способы обработки благородных металлов в этот период. Результаты атрибуции предметов из серебра и золота позволяют уточнить и дополнить сведения по истории ювелирного искусства в России. Все это определяет значение музейной коллекции «Тархан» для российской художественной культуры.