
14 сентября 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов». В декрете, в частности, было определено «принять за основу единицы длины метр, а за основу единицы веса (массы) килограмм. За образцы основных единиц метрической системы принять копию международного метра ... и копию международного килограмма...».
105 лет назад начался постепенный переход на новую систему, который привел к тому, что современный человек редко вспоминает, что были когда-то такие меры, как вершок, сажень и десятина, пуд и золотник, штоф и осьмуха. Так старательно создаваемая народом система, включающая все, что необходимо для жизни, осталась историей. Разве что русские бессмертные пословицы и поговорки сохранили для нас звучание давно исчезнувших слов. Попробуем научиться понимать особенный «язык» русской системы мер.
Для начала разберемся с мерами длины. В «Сказке для детей» М.Ю. Лермонтова о величавом старике – хозяине дома говорится: «Он был двенадцати вершков». Слово «вершок» сразу вызывает в памяти пословицу «От горшка два вершка». Происходит оно от слова «верх», то есть росток, пробившийся из земли. Размер вершка примерно равен 4,45 сантиметрам. Но не спешите считать, каков же был рост у героя лермонтовского произведения. В старину рост человека в вершках часто определялся как прибавка к 142 сантиметрам, минимально установленному росту, который должен иметь взрослый человек. Значит, рост старика был почти 2 метра.
Это же правило касалось и роста лошадей. С.Т. Аксаков в «Детских годах Багрова-внука» пишет: «Лошади были крупные, четырехвершковые».
Еще одной мерой длины была пядь (пядень). Опять вспомним поговорки: «Семи пядей во лбу», или «Ни пяди не уступлю». Мера равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. У разных людей это расстояние было разным, поэтому эта мера не отличалась точностью. Правильнее оказался подход, при котором пядь принимали за 4 вершка.
Наибольшей популярностью пользовался аршин. Один аршин равнялся 16 вершкам, или 71 сантиметру. Слово заимствовали из татарского языка, где оно означало локоть. В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина о царевиче Гвидоне сказано: «Сына Бог им дал в аршин». Существовала в обиходе тогда и специальная линейка с нанесенными на нее делениями – вершками. Ее тоже называли «аршином». Отсюда и выражение: «На свой аршин мерить».
Еще одна мера длины – сажень, она равна трем аршинам, то есть 2,13 метра. Очень важно представить при чтении эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «пустое пространство сажен в триста», отделявшее русский эскадрон от французских войск. Зная, чему равняется сажень, можно оценить меткость Евгения Онегина, который «в туз из пистолета / В пяти саженях попадал». А герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин не мог доплыть до берега 100 саженей, то есть 213 метров.
Наверное, каждому знакомо выражение «косая сажень в плечах». Эта мера особенная: она равнялась расстоянию от конца большого пальца правой ноги до конца среднего пальца левой руки и, конечно, превышала по значению простую сажень.
Ну и, наконец, верста – самая крупная русская мера длины, которая предназначалась для измерения расстояний. Составляла она 500 саженей, то есть 1,06 километра. Например, имение Простаковых в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина находилось в трех верстах от города. Учителя Митрофанушки, которые пешком преодолевали это расстояние, проходили ежедневно более 6 километров. В своем письме от 18 октября 1835 года из Тархан Е.А. Арсеньева давала внуку советы о выборе оптимального пути:
...хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать слишком двести верст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и Тамбов, а из Тамбова на Кирсанов в Чембар.
Если вспомнить, что основным средством передвижения в то время были лошади, данные советы могли сэкономить много времени.
Слово «верста» имело еще одно значение – верстовой столб (придорожные столбы, указывающие расстояние в верстах). А выражение «коломенская верста» (об очень рослом человеке) произошло от высоких верстовых столбов, расставленных по указу царя Алексея Михайловича между Москвой и селом Коломенским, где находился его дворец.
При помощи мер длины рассчитывали и площадь. Особой мерой площади была десятина. Равнялась она 2400 квадратным саженям, или 1,092 гектара (то есть, десятина почти то же, что и гектар). В «Кратком экономическом примечании к плану межевания села Никольское Яковлевское тож. 1782, 1800» находим сведения о размерах усадьбы, приобретенной супругами Арсеньевыми:
Сажени – 1737
Сажени – 626
Сажени – 211
Сажени – 800
Сажени – 1094
При этом можно сравнить крестьянские и господские земельные наделы. Крестьянин владел, как правило, 1-2 десятинами земли. Какая площадь принадлежала барину, видно из приведенной выписки. У князя Лиговского из романа М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» велась тяжба о 20 тысячах десятин лесу. Сохранилась легенда, записанная П.К. Шугаевым в Тарханах о М.Ю. Лермонтове, иллюстрирующая величину возможных крестьянских наделов в Тарханах:
Уцелел рассказ про один случай, происшедший во время одного из приездов в Тарханы Михаила Юрьевича...В это время...все солдаты, пробывшие в военной службе не менее двадцати лет, были отпущены в отставку по домам; их возвратилось из службы в Тарханы шесть человек, и Михаил Юрьевич, вопреки обычая и правил, распорядился дать им всем и каждому по ½ десятины пахотной земли в каждом поле при трехпольной системе и необходимое количество строевого леса для постройки изб...
Десятина не всегда равнялась 2400 саженям. Была особая мера – хозяйственная десятина, равная 3200 – 3600 квадратным саженям. Ее упоминает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых»: «Тогда десятина-то хозяйственная была, против нынешней в полтора раза побольше».
Разнообразны были и старинные меры веса. «Мал золотник, да дорог», – говорили в народе, имея ввиду меру веса на основе одноименной золотой монеты, которая использовалась как гирька. На золотники продавались товары, употреблявшиеся в домашнем хозяйстве в небольших количествах, – чай, сахар. Золотник весил примерно 4,26 грамма.
Забытыми теперь лотами (лот равен 3 золотникам, весил примерно 12,79 грамма) измерялись цветочные семена, почтовые отправления, ценные камни и некоторые другие вещи.
А вот хлеб, конфеты, масло, почти все продовольственные товары измерялись фунтами, в том числе и керосин (полторы копейки стоил фунт керосина). В эпопее Л.Н. Толстого в Павлоградском полку «растягивали последние сухари: выдавали только полфунта на человека». Учитывая, что фунт был равен 32 лотам, то есть 410 граммам, можно подсчитать, что в романе «Война и мир» речь идет о двухстах граммах в сутки.
Одной из самых известных мер веса был, конечно, пуд. Он соответствовал 40 фунтам, то есть 16,38 килограмма.
Попробуем «перевести» на современный язык вес продуктов, необходимых для приготовления Английского сыра по старинному рецепту, взятому из поваренных книг, хранящихся в собрании музея-заповедника «Тарханы»:
Для составления сего сыра берется один фунт сладкой сметаны, два фунта молока и полфунта сахара, мелко истолченного. Потом разбалтывается три яичных желтка и по смешении со всем выше упомянутым взваривается излегка на огне. По снятии с огня выливается в жестяную форму или мороженицу и становится на три часа на лед. Как он окрепнет, то вынимается сыр из формы, полагается на блюдо и подается. А дабы удобнее мог сыр выйти из формы, то оная несколько согревается или становится на минуту в горячую воду, и тогда он тотчас от формы отделится.
Посчитаем: 1 фунт сметаны равен 410 граммам, 2 фунта молока – это 820 граммов, полфунта сахара – 205 граммов.
Каждой хозяйке, конечно, были знакомы и меры емкости для сыпучих продуктов. Ими в старину отмеряли зерно, муку, крупу. Наиболее крупной из этих мер была четверть, или куль – рогожный мешок, вмещающий это количество зерна. Но продукты имели разную плотность, поэтому эту меру, как правило, сопоставляли с весовыми показателями. «В торговле принято, что в четверти заключается 9,5 пуда пшеницы, 6,25 пуда ржи, 7,25 пуда ячменя, 6 пудов овса», – свидетельствовали старинные справочники.
Осьминка, осьминник – полчетверти, или 105 литров, четверик, или мера – одна восьмая четверти, или 26,24 литра (примерно пуд зерна). Гарнец, или осьмушка – одна восьмая четверика, или 3,3 литра. Вот такими понятиями легко владела любая хозяйка, в том числе и Е.А. Арсеньева. В письме из Тархан приятельнице П.А. Крюковой от 17 января 1836 года она замечает: «Рожь я продала по семь рублей в восемь мер; восьмая верхом...».
Меры объема жидкости узнаваемы и в наше время. Например, такие, как шкалик, или косушка (0,06 литра), чарка (два шкалика, 0,12 литра), четушка, или сороковка (0,31 литра), штоф (1, 23 литра) и полуштоф (0,6 литра). Большинство этих мер относится к спиртным напиткам и именно в этой роли встречается в литературе. Хорошо знакомо понятие «четвертная», или сороковушка (1/4 ведра, 3,1 литра). Ну и, конечно, ведро (10 штофов, 12,3 литра) и бочка (40 ведер, или 492 литра). Бочки называли еще сороковыми (по числу ведер). Среди легенд о М.Ю. Лермонтове, переданных П.К. Шугаевым, сохранилась и такая:

Термометр складной системы Reaumur
1820-1830-е годы
Дерево, латунь, стекло, кожа, металл; работа столярная
Из фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы»
в праздничные дни Михаил Юрьевич ставил бочку с водкой, и крестьяне села Тархан разделялись на две половины..., дрались на кулачки, стена на стену, а в это время, как современники передают, «и у Михаила Юрьевича рубашка тряслась», и он был не прочь принять участие...
Теперь можно посчитать, как много вбирала в себя эта бочка.
А вот температурная шкала не претерпела существенных изменений, если учесть, что до начала XX века в России их было две: Цельсия (один градус равен 1/100 разности температур кипения воды и таяния льда) и Реомюра (один градус равен 1/80 той же разности). Причем в XIX веке преобладала как раз шкала Реомюра. Для сравнения – 24 градуса холода по Реомюру соответствуют 30 градусам по Цельсию. Совпадал в шкалах только ноль градусов. Это тоже следует учитывать при чтении произведений XIX века.
Чтобы увидеть своими глазами, как работает русская система мер, можно посетить интерактивное занятие музея-заповеднике «Тарханы», которое называется «Мельничная азбука». Мероприятие даст возможность посчитать, сколько гарнцев и кружек муки намололи мельничные жернова, познакомит с тем, как работает фунтовый безмен и сколько фунтов изюма надо для приготовления ароматных сдобных тарханских угощений.