
«Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них», – заметил однажды М. Горький. Жизненная важность ближайшей к нам звезды на протяжении многих веков приводила к почитанию солнца как божества. В Древней Греции оно считалось глазом Зевса. Во времена язычества славяне почитали Даждьбога, олицетворяющего солнце (в «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» – внуками Солнца). Своя солнечная иерархия была и у других народов. Небесное светило наполняет и христианский мир, что подтверждается образами святых в иконописи (святого Фому Аквинского изображают с солнцем на груди).
Особое место образу солнца всегда отводилось в творчестве писателей и поэтов, среди которых был и М.Ю. Лермонтов.
Поэт-художник дает довольно разнообразные образы светила. Например, в стихотворении «Сосед» (1837) утреннее солнце предстает как «зари румяный полусвет», а в знаменитом «Как часто пестрою толпою окружен...» (1840) поэт воссоздает картину, которую он мог видеть когда-то в Тарханах:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
А вот таким предстал перед поэтом утренний луч в еще одном любимом с детства крае (стихотворение «Утро на Кавказе» (1830) прекрасно передает увиденное):
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
Совсем другое солнце вечернее. О нем читаем в стихотворении «Вечер после дождя» (1830):
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах.
В разных произведениях М.Ю. Лермонтов мастерски рисует цветовую палитру закатного солнца, вот отрывок из «11 июля» (1830):
Однажды вечера светило
За снежной цепию холмов,
Краснея, ярко заходило.
В одном из стихотворений того же периода, «Смерть», поэт буквально строкой воссоздает захватывающую картину:
Любуюсь им безмолвно под окном...
Часто бывавший в Ставрополье и на Кавказе он хорошо знал и зной, которым может опалить солнце. В стихотворении «Валерик» (1840) читаем:
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Это же качество солнца отмечено в стихотворении «Сон» (1841):
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
М.Ю. Лермонтов создавал образ солнца применительно к разным временам года. Например, в стихотворении «Солнце» (1832) оно зимнее:
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!..
В стихотворении «Солнце осени» (1831) «великое светило», предстающее на фоне увядающей природы, тоже близко эмоциям поэта:
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им...
А вот весеннее солнце, с которым М.Ю. Лермонтов сравнивает красоту девы в стихотворении «Встреча» (1829), «блистает»:
Еще я зрю ее перед собой;
Как солнце вешнее, она блистала
И радостной и гордой красотой.
«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» – заметил однажды Ф.М. Достоевский. Главное, не забывать, что даже скрытое тучами, оно все равно светит, даря обыкновенным людям радость, а поэтическим натурам – творческое вдохновение.