Сорок лет назад, 18 апреля 1983 года, Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО, был установлен Международный день памятников и исторических мест, призванный привлечь внимание к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Сегодня мы рассказываем о памятнике, ставшем своего рода визитной карточкой старинной дворянской усадьбы, которая бережно хранит память о выдающемся русском поэте и том времени, что он здесь жил.
…Каждый посетитель музея-заповедника «Тарханы», оказавшись в кабинете М.Ю. Лермонтова в мезонине барского дома, может увидеть раскрытый альбом, на одной из страниц которого хранится рисунок, принадлежащий руке Лермонтова-художника.
На рисунке девушка в полный рост, в профиль, в легком, простого фасона платье с большим декольте. Некоторая робость и нерешительность видна в каждом очертании ее осанки: изящная тонкая шея, гладко причесанные волосы с завитками, собранные в пучок. Лермонтов изобразил хозяйку альбома – Марию Ловейко (в замужестве Солнцеву), с которой был знаком. Рисунок был создан в 1838 – 1840 годах, к тому моменту поэт находился в Петербурге и предполагал скорую отставку, желая заняться литературой, чему не суждено было сбыться.
Альбом Солнцевых подарил «Тарханам» известный лермонтовед И.Л. Андроников в 1964 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. В сопроводительном письме Ираклий Луарсабович сообщал:
В конце 1962 года, выступая в Москве по центральному телевидению и и демонстрируя привезенные из ФРГ автограф и рисунки Лермонтова, я показал в их числе полученную мною в подарок в Баварии фотографию старинного литографированного портрета, изображающего кузину Лермонтова Александру Михайловну Верещагину-Хюгель. Несколько дней спустя звонит молодой художник Олег Константинович Комов и говорит мне, что его сестра Наталия Константиновна Комова видела передачу и что такая же самая литография висит в их квартире над постелью их бабушки Инны Николаевны Солнцевой, по мужу Полянкер. Естественно, Наташа спросила у бабушки, откуда она взяла этот портрет. Выясняется, что литография была вклеена в старинный семейный альбом, идущий от Солнцевых.
Мария Ловейко
Рисунок М.Ю.Лермонтова из альбома Солнцевых, 1838 – 1840 годы
Бумага, карандаш
Из собрания Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»
Альбомными записями подтверждается, что принадлежал он самой Марии Ловейко. Она происходила из обедневших польских дворян, живших в Смоленской губернии. Была сиротой, взятой на воспитание в богатую семью Елизаветы Аркадьевны Верещагиной – родной сестры Екатерины Аркадьевны Верещагиной, на которой был женат Дмитрий Алексеевич Столыпин. Маша была девушкой доброй, прилежной, способной: ее рисунки хвалил художник Заболотский, учивший рисованию Лермонтова. Дальнейшую судьбу Марии Егоровны (Георгиевны) Ловейко, не очень счастливую, помог прояснить ее правнук, известный скульптор Олег Комов. Именно через него семейная реликвия – альбом с записями стихов, пожеланиями и рисунками – попала к И.Л. Андроникову.
Сегодня имя народного художника СССР, создателя целой галереи памятников выдающимся соотечественникам Олега Константиновича Комова слышат все посетители музея-заповедника. Главный его дар «Тарханам» – памятник М.Ю. Лермонтову, который он спроектировал вместе с супругой, замечательным архитектором Ниной Ивановной Комовой.
В бронзе известный скульптор воплотил мечту поэта об отставке, возвращении к родным просторам и занятии литературным трудом. Каждая деталь скульптурной композиции продумана до мелочей. Несколько напряженной представляется поза поэта, сидящего на скамье и опирающегося на нее руками. Взгляд сконцентрирован в одной точке, словно Лермонтов обдумывает сюжет нового произведения. А главное, костюм: поэт изображен не в офицерском ментике, а в домашней одежде. Памятник показывает не профессионального военного, а обычного человека со своими мечтами и переживаниями, человека, в котором ощущается неразрывная связь с родными сердцу Тарханами.
Установить памятник Лермонтову в Пензе второй секретарь Пензенского обкома КПСС Г.В. Мясников, много сделавший для культуры Сурского края, задумывал еще в середине 1970-х годов. И это именно он хотел видеть молодого поэта не в мундире офицера. Мясникову понравился проект О.К. Комова: по мнению Георга Васильевича, бронзовая фигура гармонично вписалась в привычный поэту пейзаж.
Торжественная церемония открытия состоялась 9 июня 1985 года. Весь день шел дождь, который внезапно закончился, едва с памятника сорвали покрывало. Поэту Андрею Дементьеву, давнему другу «Тархан», это показалось более чем символичным:
Когда он после выстрела Мартынова
Упал, – ударил гром в горах.
И землю охватил внезапный страх,
Как будто небо от себя ее отринуло.
Средь туч метались молнии неистово.
Гроза зашлась во гневе и слезах.
И эхо рокового выстрела
Не утихало в скорбных небесах.
Я вспомнил вновь о той грозе –
В Тарханах…
Когда сорвали с памятника шелк.
Дождь перестал. хотя все утро шел.
И было это радостно и странно.
И так совпало – капля дождевая
Вернула нас к его былой тоске,
Когда та капля, как слеза живая,
Скатилась вдруг по бронзовой щеке.
Памятник существует не в единственном экземпляре. Аналогичный ему монумент установлен в Москве, в парке «Музеон».