
27 июля 1995 года, в день памяти М.Ю. Лермонтова, житель Саратова Вячеслав Александрович Севирионов передал в дар музею-заповеднику «Тарханы» икону Пресвятой Богородицы Споручицы грешных.
Икона, интересная сама по себе, имеет и интересную историю бытования. Последняя владелица Тархан Мария Владимировна Каткова, внучатая племянница Е.А. Арсеньевой, проживала в Петербурге, а в свое имение наведывалась время от времени, поручив ведение хозяйства управляющему. Известен ее приезд сюда накануне юбилея: 100-летия со дня рождения поэта. Она лично хотела определиться на месте, какие работы по благоустройству необходимо провести безотлагательно. В результате, кроме прочего, по ее указанию были капитально отремонтированы обе церкви, а в часовне обновлена роспись.
К этому же времени относится и совсем незначительное бытовое событие, которое к предстоящему юбилею не имело никакого отношения: с благословения Катковой повенчалась пара молодых людей, которые пользовались ее прямым покровительством. Невеста – «Дашенька, душечка», как звала ее Каткова, – Дарья Евстигнеевна Гусарова. Жених – Александр Николаевич Беликов. Оба сироты.
Дарья Евстигнеевна называла себя воспитанницей Катковой. Родилась она в 1880 году в селе Барки Сердобского уезда (в то время Саратовской губернии). Десяти месяцев она лишилась матери (мать Дарьи Евстигнеевны – прабабушка дарителя В.А. Севирионова). Отец – до глубокой старости прожил в Барках. Сама же Дарья Евстигнеевна в 1893 году, то есть тринадцати лет, при неизвестных обстоятельствах попала в Тарханы. Она читала, знала отдельные фразы на французском языке, была близка и преданна своей барыне.
Саша Беликов остался круглым сиротой десяти лет. Отец его был священником в Моршанске. Каким образом мальчик попал в Тарханы, тоже неизвестно. Но известно, что Каткова заинтересовалась судьбой мальчика и приняла в ней живое участие. Саша Беликов хорошо рисовал – один из его рисунков, «Птичка на дереве», – Каткова представила на московский конкурс детских рисунков, где он занял 2-е место. Каткова хотела, чтобы Саша занялся искусствами. Но он очень любил животных, поэтому пожелал поступить в ветеринарный институт. Беликов закончил (конечно, при денежной помощи Катковой) Казанский ветеринарный институт и работал ветеринарным врачом в Тарханах.
Каткова благословила своих воспитанников на брак иконой Пресвятой Богородицы Споручицы грешных. Дарья Евстигнеевна рассказывала так: «Мы поднялись к барыне, она сняла со стены икону и благословила нас».
Беликов пользовался уважением среди крестьян, по их просьбе написал Катковой письмо с просьбой убрать жестокого управляющего Казьмина. Помещица настолько доверяла Беликову, что заменила управляющего. Новым управляющим стал Григорий Александрович Игнатьев. Беликовы подружились с ним, Александр Николаевич пользовался его библиотекой.
В 1918 году Беликов узнал о грозящем Игнатьеву как дворянину аресте. В эту же ночь, спасая Игнатьева от ареста, Беликовы бежали вместе с ним из Тархан. Уходили они летом; в телеге везли детей (Беликовы были обременены двумя дочерьми: пятилетней Татьяной и двухлетней Екатериной) и некоторые вещи: посуду, тазик для купания детей, сундук с вещами, книги. В числе прочего была Беликовыми взята и икона Споручица грешных, которой они очень дорожили и почитали как «барынино благословение». Шли три ночи, отдыхали днем в лесу. Беглецы остановились в селе Кипцы Саратовской губернии, где жила двоюродная сестра Дарьи – Евдокия (бабушка Вячеслава Александровича Севирионова). Беликов объявил Игнатьева своим двоюродным братом. Но очень скоро жители села по домашнему его обиходу («ест на тарелочках», вилкой) поняли, что он «не брат его, а барин». В дело вмешались власти. Родственники Беликовых вызывались в НКВД, ГПУ. В 1929 году под угрозой ареста Беликовы и Игнатьев были вынуждены вновь переехать. Игнатьев подался в Крым. Умер он в 1946 году. Получая от Игнатьева открытки, Дарья Евстигнеевна очень пугалась, «дрожала», так силен был в ней страх того, что узнают об их дружбе с Игнатьевым. Игнатьев, кажется, был глубоко неравнодушен к ней, возможно, поэтому и не женился.
Беликовы в 1929 году обосновались в совхозе им. Близкиса Саратовской губернии. В 1937 году был сильный падеж скота. От Беликова как от ветеринарного врача потребовали назвать виновных и дали три дня сроку. Как человек «совестливый», Александр Николаевич не мог обвинить невиновных пастухов (работал он ветврачом на овчарне), поэтому был арестован сам и посажен в тюрьму. В тюрьме он и «сгинул». При последнем свидании с женой заказал ей: «Уходите, а то пропадете здесь как семья врага народа». По словам Дарьи Евстигнеевны, в тюрьме его невозможно было узнать – так он похудел, почернел, завшивел и оброс.
Оставшись без мужа, Дарья Евстигнеевна возвратилась к сестре в село Киппы. Жили они «двумя домами, но одной семьей», бережно храня воспоминания об Александре Николаевиче, Игнатьеве и барыне. Правда, разговаривали о них только дома, боясь, как бы не узнали об этом односельчане. Бережно хранили и тарханские вещи, уцелевшие во время невзгод. Особенно берегли икону, ее никогда не вынимали из сундука, держали завернутой в холст. Сохранились также рожок для кормления младенцев, пепельница металлическая, нитка бисерная и шкатулка фаянсовая в виде кузовка с грибами. Рожок, пепельница, бисерная нитка переданы владельцем в музей «Тарханы». Шкатулку В.А. Севирионов желает подарить музею М.Ю. Лермонтова в Москве, предполагая, что она изготовлена в 1828 году и в это время куплена и подарена М.Ю. Лермонтовым бабушке.
Среди вещей, взятых Беликовым из Тархан, было много книг. Почти все они погибли в огне в 1937 году, когда Дарья Евстигнеевна после ареста мужа перезжала из совхоза им. Близкиса в Кипцы и на кострах из этих книг «сварила ужин, завтрак и обед», выбирая из них «самые старые». Часть книг цела и хранится у В.А. Севирионова. Это в основном книги по ветеринарному делу, принадлежавшие А.Н. Беликову.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Вторая половина XIX века
Экспозиция барского дома музея-заповедника «Тарханы»
Состояние иконы было весьма плачевным: живопись потемнела, красочный слой ее осыпался при малейшем движении, так что держать ее можно было только в горизонтальном положении, а о транспортировке иконы из Саратова в Тарханы не могло быть и речи. Художник-реставратор музея Г.В. Сальков в Саратове же произвел укрепление и консервацию иконы, а уже в Тарханах и реставрацию. После удаления загрязнений и потемневшей олифы открылась тонкая и чистая живопись XIX столетия. Сегодня икона Пресвятой Богородицы Споручицы грешных представлена в экспозиции барского дома.