25 февраля – праздник Иверской иконы Божией Матери. В Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» эту икону можно увидеть в образной комнате барского дома.
Бабушка М.Ю. Лермонтова Елизавета Алексеевна была религиозной женщиной. С детских лет в Тарханах будущий поэт получал традиционное православное воспитание. Ему запомнились тарханские церкви с их скромным убранством, богатые монастыри с блещущими позолотой иконостасами, торжественные богослужения.
Искреннее религиозное чувство пронизывает многие стихи Лермонтова. «…Есть сила благодатная в созвучье слов живых, / И дышит непонятная, святая прелесть в них…», – писал он о молитве. А Матерь Божью назвал «теплой заступницей мира холодного».
В православном христианстве особо почитаемы лики Божьей Матери, имеющие помимо духовной, еще и высочайшую художественную и историческую ценность. Одной из жемчужин исторического наследия является Иверская икона Божьей Матери, именуемая Вратарницей (Привратницей). Она имеет свою историю и свои особенности.
В VIII – начале IX столетия в Византии иконоборцы в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы, которые фактически были приравнены к языческим идолам.В славном городе Никее жила благочестивая вдова, которая трепетно поклонялась иконе Божьей Матери.Однажды к ней в дом явились воины-иконоборцы и хотели отнять святой образ.Один из них ударил святыню копьем, и из лика Богородицы потекла кровь. Это впечатлило святотатцев, они поспешили уйти, но обещали вернуться завтра. Вдова решила спасти почитаемый образ. В тот же день она пошла к реке, помолилась Владычице, и опустила икону в воду. Образ стоя двинулся по волнам.
Через пару веков иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но она всякий раз удалялась от подплывающей лодки. Ночью отшельнику Гавриилу Святогорцу было видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ. Старец прошел по воде, как по суше, и икона легко далась ему в руки. Чудесный образ поместили в храме, но наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она снова и снова перемещалась на врата.Вновь посетив во сне Святого Гавриила, Богородица сообщила ему, что желает стать заступницей монастыря, Иверии (Грузии) и Афона. Чудесный образ находился над вратами под открытым небом, пока не построили часовню. А икона получила название – Привратница.
Духовная жемчужина всех православных христиан никогда не покидала надвратного храма Иверского монастыря, но с нее было сделано множество списков.
Богоматерь Иверская
Дерево, левкас. Последняя четверть XVIII века
Темпера, золочение, чеканка, монтировка
Фондовое собрание музея-заповедника «Тарханы»
На древнем образе изображение Пречистой Девы поясное. Мать держит сына на согнутой левой руке, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Сын восседает на деснице матери, словно на троне, правой рукой благословляя Богородицу, а в левой держит свиток с Евангелием.Характерная иконописная деталь, по которой легко отличить Иверскую от других икон Богородицы – рана на Лике Богородицы, из которой сочится кровь.Грузинские мастера выполнили для образа дорогое убранство – чеканный оклад из серебра с золочением. Он покрывает практически всю площадь иконы, оставляя доступными взору лишь лики Богоматери и Спасителя.
25 февраля 1656 года по просьбе патриарха Никона список Иверской иконы был перенесен в Валдайский Иверский монастырь, построенный по точному подобию Афонского.
Богоматерь Иверская почитается как защитница всего человечества, но на Руси ее чтят особенно глубоко и трепетно. Она помогает в исцелении недугов, возвращает душевное равновесие после самых суровых испытаний и потери близких людей, встает на стражу дома и домочадцев, покровительствует детям и дарует счастье родительства.