
Наступил февраль – последний зимний месяц, он же второй в новом году, хотя в старину считался двенадцатым, потому что начинался год у славян с марта.
До прихода на Русь из Византии названия месяца февраль (греч. «февруарий») назывался он «сечень» или «межень», потому что «отсекал», «отмежевывал» старый год от нового. Из-за метелей и вьюг, снегопадов, крепких морозов или редких, но солнечных дней, бытовали в народе и другие названия: «февраль-метун», «снежень», «лютый», «бокогрей».
В это время в ожидании близкой весны мужчины начинали готовиться к полевым работам, проверяли плуги, сохи да бороны, провеивали семена. Мамушки с дочерями начинали ткать холсты и шить новые рубахи для лета, чтобы было в чем всей семье в поле идти. В старину каждый ребенок знал как рубашка в поле «растет».
Представляя крестьянские традиции, сотрудники музея-заповедника «Тарханы» разработали интерактивное мероприятие для детей «Как рубашка в поле выросла». В основу лег одноименный рассказ Константина Ушинского, современника М·Ю· Лермонтова.
Во время занятия дети знакомятся со всеми этапами «рождения» крестьянской рубахи: как и когда сеяли «ленок», как всходил он зеленой шелковистой травкой, как зацветало поле нежно-голубым цветом – как «глазки у братца Васи», как вязали снопы из вызревшего льна.
На уроке каждый может взять в руки старинный рубель, помогающий «трепать» – отбивать жесткие льняные стебли, поработать с деревянными гребнями, которыми чесали льняную кудель, и выучится прясть.
Сотрудник музея рассказывает о процессе создания льняного холста на ткацком стане и о процессе выбеливания полотен в морозы у проруби, из-за чего холсты из серых становились «белыми как кипень».
Много поверий народ русский связал с веретеном и прялкой, челноком и пряслицем, нитками и холстами. Наши предки верили, что судьба человека крутится, «спрядывается», тянется как ниточка…
Так и родная земля, из года в год, пробуждается ото сна ярким февральским солнцем, потом напивается весенней талой водой, летом дает урожаи – кормит людей, дает «новую рубаху».