Версия для слабовидящих
Logo
Весенний слайд. Апрель. Центральный вид

О проекте

Тысячи почитателей гения Лермонтова ежегодно приезжают в «Тарханы» поклониться памяти поэта. С размещением представительства музея в сети Интернет возможность познакомиться с музеем, появится у еще большего количества людей.
Меню
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Издания, публикации
  • Услуги
  • Премии и конкурсы
  • Пушкинская карта
  • Медиа
  • Доступная среда
  • Схема проезда
Купить билет
Оценить работу музея-заповедника «Тарханы»

Виртуальная экскурсия по музею «Тарханы»

  • Главная
  • ›
  • События
  • ›
  • Новости
  • ›
  • «Я каждый день бессмертным сделать бы желал…»

«Я каждый день бессмертным сделать бы желал…»


«Я каждый день бессмертным сделать бы желал…»
06 декабря 2022

Остроумный Оскар Уайльд заметил: «Все великие личности рано или поздно обречены оказаться на уровне их биографов». Сегодня в центре нашего внимания – жизнь биографа М.Ю. Лермонтова П.А. Висковатова.
   Родился Павел Александрович 6 декабря 1842 года в Петербурге в семье генерал-майора Александра Васильевича Висковатова. Дед, Василий Иванович Висковатов, был известным русским математиком, членом Петербургской Академии наук. Сам Александр Васильевич – русский военный историк, участвовавший в составлении «Энциклопедического лексикона» А.А. Плюшара, «Военного энциклопедического лексикона» и «Военной галереи». Не лишенный и литературного дарования он публиковался в литературных изданиях, а также стал автором текста для военно-хронологических надписей на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (надписи на колоннах и пилястрах с именами участников и названиями соединений, прославившихся в войнах с Наполеоном). Его многотомные труды являются ценным источником сведений военно-исторического характера. Интересно, что именно Александр Васильевич подарил 13-летнему сыну Павлу сочинения Лермонтова.
   Семейные традиции Висковатовых на протяжении нескольких поколений были примером преданного служения науке. Не стали исключением и дети Александра Васильевича (их было 8). Особое место среди остальных заняли два младших сына: Павел и Валериан.
   Валериан Александрович Висковатов – писатель, переводчик, педагог, ботаник. Большой популярностью пользовалась его книга «Как люди научились писать».
   Павел Александрович Висковатов получил известность прежде всего как автор первой биографии М.Ю. Лермонтова. Но спектр его достижений весьма обширен, а жизнь стоит труда отдельного биографа.
   В 1860 году с золотой медалью им была окончена Петербургская Ларинская гимназия, после чего Павел Александрович зачислен студентом в Петербургский университет.

Павел Александрович Висковатов. Фото из личных альбомов автора.

Павел Александрович Висковатов
Фото из личных альбомов автора

   В 1862 году его обучение продолжилось в Германии, где Висковатов познакомился с передовыми людьми того времени, среди которых был и Ф.М. Достоевский. С великим писателем была хорошо знакома и будущая супруга П.А. Висковатова – Екатерина Иеронимовна Корсини, незаурядная женщина своего времени. В числе немногих она вошла в историю как одна из первых слушательниц лекций в Петербургском университете. Поскольку действовавший в ту пору университетский устав не предусматривал присутствия женщин, первые «студентки» стали своего рода знаменитостями, о них было много разговоров в обществе – как о «передовых девушках».
   Знания, полученные в Лейпцигском университете, стали впоследствии основой успешной научной деятельности Висковатова: за диссертацию о гуманисте Якове Вимпфелинге Павел Александрович получил степень доктора философии в 1866 году (в 24 года!). В годы пребывания в Германии молодой ученый начнет серьезную работу по всемирной истории. Вернувшись в Россию, он будет преподавать в Петербургском университете, одновременно выполняя «особые поручения» (с 1867 по 1871) в военном ведомстве, главой которого в то время был генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский. К слову сказать, князь был соучеником М.Ю. Лермонтова по Школе гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, что не могло пройти мимо внимания Висковатова, проявлявшего живейший интерес к личности поэта.
   С 1873 года Павел Александрович оставляет военное ведомство и полностью посвящает себя преподавательской деятельности. Эти годы совпали с периодом работы А.Г. Рубинштейна над оперой «Демон», и, если музыкальная часть была зоной ответственности талантливого композитора, то с либретто были определенные сложности. В качестве либреттистов пробовали себя профессиональные поэты – А. Майков, Я. Полонский, но их попытки оказались безуспешными. Напомним, что либреттистика находится на стыке литературы и музыки, и необходимость переложить на «оперный» язык великий текст великого мастера делает задачу крайне трудной. За эту работу взялся П.А. Висковатов. Не без нареканий со стороны композитора и публики премьера оперы состоялась 25 января 1875 года в Мариинском театре с либретто, созданным будущим биографом поэта. Еще одно «соприкосновение» с творчеством великого Лермонтова – новый шаг к началу серьезной работы над его жизнеописанием. В январе 1882 года Павел Александрович запишет:

Начал я заниматься Лермонтовым давно. Мне было лет 13, когда я, поправляясь от тяжкой болезни, получил от отца в подарок сочинения Лермонтова. Я так увлекся им, что опять захворал и в бреду видел картины Кавказа – образы из лермонтовской поэзии. С тех пор Лермонтов стал моим родным поэтом. По обстоятельствам, оторванный от родной почвы, я проживал за границей. Затем только два года тому назад <т.е. в начале 1880 года> удалось более усидчиво поработать.

Данные к биографии Висковатов начал собирать в 1879 году. Задача перед исследователем стояла непростая. Павел Александрович признавался:

Материал оказался рассеянным от берегов Волги до Западной Европы, от Петербурга до Кавказа. <…> Случалось, что клочок рукописи, найденный мной в Штутгарте, пополнял и объяснял, что случайно уцелело в пределах России.

Он вел «обширную» переписку, встречался с людьми, «могущими дать сведения о поэте», предпринял в связи с работой «множество поездок», две из которых, в 1880 и 1881 году, – в Тарханы Пензенской губернии. (Примечательно, что он первым обратился к тарханскому периоду жизни поэта). В указанные годы управляющим имения был Журавлев. «Сведениями я обязан Петру Николаевичу Журавлеву, которому приношу искреннюю благодарность, – писал впоследствии П.А. Висковатов. – Ему я обязан данными о бабушке, отце и матери поэта и юности его. Рассказы старожилов, выписки из метрик, надписи могильных памятников и разные указания были им доставлены мне с готовностью и точностью, много облегчившими мои поиски». Результатом этих поездок стали не только записи фактов жизни поэта, но и рисунки с натуры фасада «господского дома» в 1880 году с востока (со стороны двора), а в июне 1881 года – с запада (со стороны сада). С общей картиной расположения барского дома совпадает и его описание, сделанное П.А. Висковатовым:

Барский дом. Рисунок П.А. Висковатого. 1881 г.

Барский дом. Рисунок П.А. Висковатого. 1881 г.

Барский дом в Тарханах. Вид со двора. Рисунок П.А. Висковатого. 1880 г.

Барский дом в Тарханах. Вид со двора. Рисунок П.А. Висковатого. 1880 г.

Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был службами и строениями...С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше поля, уходя в синюю глубь тумана. Здесь мечтал своею детской душой пробужденный мальчик.

Пруд и село П.А. Висковатов также запечатлел еще в 1880 году. Под рисунком две записи: «Тарханы. Вид с террасы на часть села, церковь и часовню, где покоится Лермонтов» и «Вид из окон комнат Лермонтова». По мнению исследователей, материалы Висковатова «имеют несомненное преимущество перед другими», поскольку его изображения делались с натуры с точностью до мелочей. Им же начерчен и план нижнего этажа барского дома с указанием местоположения и предназначения комнат, а также расположения обеих лестничных клеток, всех окон и дверей. Знал ли тогда Павел Александрович, что его рисунки станут бесценным источником при восстановлении усадьбы музеем-заповедником «Тарханы» в том виде, который она имела при  для жизни М.Ю. Лермонтова.
   Важную часть сведений для биографии П.А. Висковатов получил от В.Х. Хохрякова, пензенского краеведа, начавшего первым записывать воспоминания современников о поэте, разыскивать автографы и составлять списки его произведений. Постепенно собранный материал оформился, уже в 1881 году биография печаталась отдельными главами в «Вестнике Европы». А в 1891 увидели свет пять томов сочинений М.Ю. Лермонтова под редакцией П.А. Висковатова, снабдившего издание и первым очерком о жизни и творчестве поэта. Подытожив работу по сбору, систематизации и изданию материалов о Лермонтове, Павел Александрович заметил:

Труда своего я не пожалел; о достоинстве биографии судить читателю. Я постарался проследить жизнь поэта шаг за шагом, касаясь творчества его в связи с ней.

Все это время П.А. Висковатов не оставляет преподавательской деятельности. В 1895 – 1905 годах он приват-доцент кафедры русской словесности историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В то время наряду с реформированием различных сторон уклада русской общественной жизни особое внимание уделялось системе среднего образования, что предрешило поездку П.А. Висковатова на некоторое время в Европу для знакомства с зарубежным опытом. Полученные знания будут применены ученым в частной гимназии Видемана в Петербурге, где Павел Александрович директорствовал с 1897 по 1899 год.
   В круг интересов П.А. Висковатова входила и дошкольная педагогика. Первый биограф М.Ю. Лермонтова – создатель серии книг для детей дошкольного возраста. В предисловии к первой части, которая называлась «Бабушка Татьяна. Люшина первая книжка», автор поясняет:

Текст предлагаемых пьесок был составлен мною в разное время, иногда навеянный народными песнями и сказками, иногда самыми играми и фантазиею детей моих. Еще в начале 60-х годов в Германии я изучал Фребеля и был знаком с его женою и ближайшими его ученицами, от которых слышал рассказы, как славный педагог часами лежал, притаившись где-нибудь за кустом, и прислушивался к песням и играм детей, преимущественно из народа. Эти песни и игры он подвергал затем некоторым изменениям, давал содержанию более доступный детям смысл, или заменял слишком грубые выражения. Примеру этому, отчасти, последовал и я. <…> Кому не известна «песня о козлике»? Но она у меня приурочена к интересу детскому. Он изображен любимцем бабушки. Впрочем, и в народных песнях он – бабушкин баловень:

У бабушки козел,
У Варварушки седой,
Он в избушке лежал,
Все сухарики едал

Особенность этих книжечек в совместном творчестве П.А. Висковатова и его детей, которые «пытались иллюстрировать текст, приискивая подходящие картинки, вырезая и наклеивая их, а порою и дополняя, чего не доставало. Так среди занятий и рассказов в детской в долгие зимние вечера создалась незатейливая книжка... И дети, и няня, и сам народ своими прибаутками и песнями принимали в ней участие. Теперь ею пользуется уже второе поколение детей, внуки мои, с таким же интересом, как, бывало, отцы и матери их». Висковатов отмечал, что «у нас для детей от трех до пятилетнего возраста немного найдется книг, вызывающих их внимание и любовь» и признавался, что будет рад, если «хоть частью» восполнит «пробел в литературе для первого возраста».

Обложка детской книжки П.А. Висковатова, посвященной его сыну Алексею.

Обложка детской книжки П.А. Висковатова, посвященной его сыну Алексею

Форзац сборника Валериана Висковатова, первое издание, 1875 год.

Форзац сборника Валериана Висковатова, первое издание, 1875 г.

   С 1896 по 1901 год Павел Александрович работает в Центральном комитете иностранной цензуры. С 1901 уходит в отставку, продолжая заниматься научной деятельностью вплоть до смерти (1905).
   После знакомства с хронологией жизни П.А. Висковатова невольно вспоминаются строки М.Ю. Лермонтова: «Я каждый день бессмертным сделать бы желал…». Они применимы как к личности самого поэта, так и к жизни его биографа, создавшего фундаментальный труд, ставший основой для последующих исследований. Возвращаясь к словам Оскара Уайльда, смеем предположить, что П.А. Висковатов, заставший в живых многих современников, знавших М.Ю. Лермонтова лично, владеющий приемами научного подхода в изучении тех или иных фактов, разносторонне развитый, потрудившийся немало на благо науки, имел исключительное право оставить для потомков портрет жизни великого русского поэта, ставшего однажды «родным».

‹ Назад
  • Комментарии
  • Комментарии (Вконтакте)
  • Комментарии (Facebook)

Категории


  • Новости
  • Выставки
  • Мероприятия

Актуально

VI Лермонтовская научно-практическая конференция обучающихсяМероприятия
30 января 2023 VI Лермонтовская научно-практическая конференция обучающихся

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1
Телефон: 8 (84153) 35601, 8 (937) 4035031
e-mail: mustarhany@mail.ru
ИНН 5810001139
Порядок обработки персональных данных
Способы оплаты

Карта сайта

  • Главная
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Пушкинская карта
  • Выставки
  • Медиа

Поиск

Социальные сети

План усадьбы

План усадьбы Скачать карту (JPG-286 Кбит)

 
© Музей-заповедник "Тарханы".
Разработка сайта – WAYDEV
Логотип радиостанции Орфей
Год театра в России
Ссылка на сайт Объясняем.рф
Логотип добровольцыроссии.рф