По традициям древних славян в последние дни октября отмечался праздник Осенних дедов, когда чтили всех предков. По верованиям древних, пращуры брали под покровительство каждого представителя того или иного рода. Интересно, что слово ПРА́ЩУР состоит из приставки пра (ее же находим в таких словах, как прадед, прабабка и т.п.) и исчезнувшего из языка существительного щуръ, восходящего к той же основе, что и современное шурин и имевшее, видимо, значение «родственник». У славян этот праздник считался мужским и символизировал крепкую генетическую память рода, передаваемую от отца к сыну.
Насколько важно принадлежать к тому или иному роду, хорошо понимали в прошлом. Для этого велись специальные дворянские родословные книги. Составлять и вести такую книгу, в которую были вписаны все дворянские роды той или иной губернии, было предписано «Жалованной Грамотой», данной Екатериной II Российскому дворянству 21 апреля 1785 года.
Составлялась родословная книга специальной комиссией Дворянского депутатского собрания, состоящей из уездных депутатов во главе с губернским предводителем дворянства. Комиссия работала на основе алфавитных списков потомственных дворян, представленных уездными предводителями дворянства, и рассматривала по каждому роду доказательства, на основании которых принималось решение о внесении рода в определенную часть родословной книги (от этого зависела степень привилегий). В родословную книгу вносились только потомственные дворяне. Запись производилась по ходатайствам самих дворян. Все это давало право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях (в некоторые из них принимались только дети дворян из 5 и 6 частей родословной книги и дети лиц, имевших чин не ниже 4 класса). В 6 часть книг вносились «древние благородные дворянские роды». Именно в 6 части Дворянской родословной книги Тульской губернии можно найти род Лермонтовых.
Основателем русской ветви рода Лермонтовых стал шотландец Георг Лермонт, оказавшийся в России в 1613 году в составе польского гарнизона и перешедший на «государеву службу» к русскому царю. В 1619 году, будучи поручиком в роте выехавших вместе с ним иноземцев, верстан поместьями в Галиче. Из трех сыновей его продолжателем рода явился Петр, который в 1653 году принял православие, в 1656 – 1657 годах был воеводой в Саранске. Сыновья его Евтихий и Петр были стольниками. Праправнук Евтихия, Юрий Петрович, – отец поэта Михаила Юрьевича. Был в роду и овеянный легендами предок – поэт Томас Лермонт, выходец из местности Learmonth в Шотландии. Интересно, что от него вел свой род и лорд Байрон.
Михаил Юрьевич являлся представителем восьмого колена русского дворянского рода шотландского происхождения и сочетал в себе лучшие качества предков. Непросто сложилась судьба отношений М.Ю. Лермонтова и отца, Ю.П. Лермонтова. Тем более ценно стремление обоих при каждой встрече передать и перенять невидимую нить родовой памяти. Не имея возможности жить вместе, они ценили каждую встречу. Особые чувства вызывает упоминание об отце в письме Михаила Юрьевича к «милой тетеньке» М.А. Шан-Гирей: «Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего portefeuille… слава Богу! что такими любезными мне руками». Многое для понимания их связи дает завещание Юрия Петровича: «...ты одарен способностями ума, – не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание...». Так одним из первых отец разглядел в сыне высокое предназначение. А сын остался верен отцовскому завету и родовой памяти.
Юрий Петрович Лермонтов мог многое рассказать сыну о своих родителях и других представителях рода, кого помнил сам… К сожалению, история не сохранила свидетельств этих бесед и переписки, которая, бесспорно, была.
Юрий Петрович Лермонтов
Из энциклопедических источников известно, что Юрий Петрович Лермонтов, прадед поэта, окончил Сухопутный шляхетский кадетский корпус, где отличался талантом к рисованию и откуда в 1745 году вышел по болезни с чином подпоручика. Дед поэта по отцу, Петр Юрьевич Лермонтов, был поручиком артиллерии, начальником партии землемеров Костромской Межевой Комиссии. Он первый из рода Лермонтовых приобрел дом в Москве у Патриаршего пруда, где в детстве жил отец поэта. В 1791 году Петр Юрьевич продал родовую Костромскую усадьбу Измайлово и приобрел поместье Кропотово в Ефремовском уезде Тульской губернии. Хозяйкой поместья впоследствии стала бабушка поэта Анна Васильевна Лермонтова, урожденная Рыкачева. Кроме бабушки здесь жили родные тетки Михаила Юрьевича, сестры отца Наталья, Александра, Авдотья, а после смерти жены и сам Ю.П. Лермонтов. Сохранились биографические данные о посещении Кропотова 13-летним Михаилом Юрьевичем (в 1827 году) по пути из Тархан в Москву. Обладающий отменной памятью и способностью схватывать главное, начинающий поэт мог запомнить и портреты родственников, и уклад жизни поместья, и рассказы Анны Васильевны.
Среди предков Михаила Юрьевича по материнской линии – древнейший род Арсеньевых. Начало ему было положено в 1389 году, когда к Великому князю Владимирскому и Московскому Дмитрию Донскому из Золотой Орды перешел на службу Аслан Мурза Челебей (наряду с другими представителями татарской знати). Челебей принял православную христианскую веру и получил имя Прокопий. По родословной легенде, «сам Великий князь был его восприемником и выдал за него дочь своего ближнего человека Житова – Марию». У Прокопия было пятеро сыновей: Арсений, Федор, Яков, Павел и Лев. Старший сын Арсений (Юсуп) является родоначальником Арсеньевых. Из рода Арсеньевых вышли крупные государственные и военные деятели России. Род внесен в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Орловской губернии, где в селе Васильевском Елецкого уезда располагалось родовое имение Михаила Васильевича Арсеньева, деда поэта. Считается, что знакомство родителей поэта произошло именно здесь. В Васильевском жили Григорий и Александр Арсеньевы, принимавшие большое участие в судьбе Марии Михайловны и Михаила Юрьевича Лермонтовых.
Мария Михайловна Лермонтова
(М.Ю. Лермонтов упоминает Григория Васильевича Арсеньева в двух письмах к бабушке). В 1814 году, когда родился внук, Михаила Васильевича в живых уже не было. Но Елизавета Алексеевна во внуке увидит «нрав и свойства Михайла Васильевича». Известен и факт наречения Михаилом в честь деда по настоянию бабушки новорожденного (подробнее о Михаиле Васильевиче Арсеньеве читайте в наших публикациях в ближайшее время).
Сама же Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, принадлежала к знаменитому пензенскому роду, давшему русской истории ряд великих имен. М.Ю. Лермонтову посчастливилось застать живым прадеда – старейшину рода Столыпиных – Алексея Емельяновича. Сын отставного капитана, пензенского воеводского товарища Емельяна Семеновича и жены его Марфы Матвеевны, с 1749 года служил в армии. В 1757 учился в гимназии при Московском университете вместе с будущим драматургом Денисом Фонвизиным, в 1758 поступил в конную гвардию, а в 1759-м пожалован в Лейб-кампанию гренадером. В 1762 году уволен в отставку в чине поручика, с 1787 по 1790 был пензенским губернским предводителем дворянства, имел земли, винокуренные заводы и 1146 душ в Пензенском наместничестве, а в 1811 году – земли и крестьян в Пензенской, Владимирской, Нижегородской, Московской, Саратовской, Симбирской губерниях. Этот известный род внесен в 6 часть родословной книги Пензенской губернии. Мемуарист, сын пензенского губернатора Ф.Ф. Вигель в своих «Записках» замечал:
…Алексей Емельянович был человек неглупый, с большим состоянием: он имел труппу актеров и музыкантов, имел каменный дом в Москве и давал балы, каких тогда можно было найти в ней по двадцати каждый день. В чине отставного поручика (дело дотоле неслыханное) был он раз выбран губернским предводителем; если прибавить к тому чрезвычайно высокий его рост, то сколько причин, чтобы почитать себя выше обыкновенных смертных! … Глядя на его рост, на его плеча, внимая его грубому и охриплому голосу, можно было принять его за богатыря…
За несколько лет до кончины А.Е. Столыпина М.М. Сперанский, бывший в ту пору пензенским губернатором, писал в Петербург сыну Алексея Емельяновича и другу Аркадию Столыпину:
Батюшка ваш… очень слаб телом, но довольно бодр еще духом, а особливо поутру. Вечер играет в карты, обедает всегда за общим столом, хотя и не выходит из тулупа. Ноги очень плохи. Прекрасная вещь видеть, как водят его ваши сестрицы из одной комнаты в другую: ибо один он пуститься уже не смеет.
Таким скорее всего и запомнил его правнук. Сохранились воспоминания и о характере представителей рода Столыпиных. Петр Андреевич Вяземский, знавший пензенских Столыпиных, составил «Записку», где дал описание натуры все того же Аркадия Алексеевича:
…не прежде оценивал поступки другого, пока не проникал причины их, и, наблюдая за ними, верно угадывал последствия, отчего редко… ошибался в людях. Знал он по возможности все изгибы сердца человеческого… Когда же размышлял о каком-либо предмете, то старался совершенно проникнуть оный своим понятием, и тогда ничто не могло развлечь его, доколе он не обозревал предмета своего вполне: такова была в нем сила внимания… В достижении цели… был постоянно мужествен и потому не оставлял того, что предпринимал. Был чрезвычайно деятелен.
Михаилу Юрьевичу, потомственному дворянину, было что хранить в виде родовой памяти и чем гордиться. Он не делал различий в знатности и богатстве представителей всех родословных, связанных с ним кровными узами, но понимал и ценил каждого, кто дал ему возможность родиться и стать тем, кем он стал. В наследство от рода Лермонтовых он получил фамилию и «способности к искусствам» вместе с заветом не пренебрегать своим даром, от Арсеньевых ему досталось имя и тонкая организация души, от Столыпиных – упорство, интерес к «изгибам сердца человеческого», жажда деятельности («Я каждый день бессмертным сделать бы желал…»). Великий поэт всегда интересовался историей своего рода и понимал важность этих сведений.
Много ли нам известно, какого мы роду-племени, что таит в себе генеалогическое древо каждого? Кто знает своих предков далее прадедов? А ведь когда-то знание своего происхождения было делом чести, важной частью развития общества. Историю страны невозможно переписать, когда она предстает в реальных портретах представителей своего рода, сведения о котором собираются по крупинкам и бережно хранятся в виде семейных реликвий, традиций, фамильных портретов и имен близких и далеких родственников. День почитания предков еще один повод обратиться к истории своего рода для понимания степени своей причастности к истории целого народа.