О традициях эпистолярного жанра рассказываем в Международный день почты.
«Письма больше, чем воспоминания, это – само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное», – писал А.И. Герцен в «Былом и думах». Письма ценны тем, что сохраняют эффект непосредственной жизни, который утрачивает любое самое достоверное историческое повествование. Историю пишет тот, кто знает, чем кончилось событие. В письмах той или иной эпохи – непосредственное переживание момента, прошлое, остановившееся в определенной точке.
В XIX веке письма учились писать как литературные произведения. «Желающий порядочно писать письма должен замечать две главные вещи: материю, или содержание писем, и форму, или расположение той материи. <...> Прежде подумай, хорошо ли это выражение, нет ли лучшего, точнейшего; подумай, истинна ли мысль твоя, благопристойна ли, сообразна ли с характером и состоянием того, к кому пишешь», – наставлял современников «Новейший полный письмовник, или Всеобщий секретарь» 1810 года. Поэтому неудивительно, что письма тогда собирали, переплетали в тетради и хранили.
Интересно, что существовали некие теоретические основы науки создания писем. Упомянутый «Письмовник...», например, предлагает следующую жанровую классификацию писем: любовные, о делах, шутливые – и дает практические советы для создания таковых.
Письма любовные. «Сии письма, – наставляет пособие, – совершенно отступают от слога писем. Одна страсть должна везде управлять пером». Вот отрывок из письма А.С. Пушкина к Н.Н. Пушкиной от 21 августа 1833 года:
Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, – а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, цалую тебя крепко.
Не забывал великий литератор сообщать и бытовые подробности своей жизни, что для нас теперь является бесценным кладезем сведений о времяпрепровождении Александра Сергеевича, например, в октябре 1833 года в Болдино:
Во-первых, отпустил я себе бороду... Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До 9 часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо.
Письма о делах: «главное их свойство есть особенная краткость, ясность и строгий порядок».Деловая переписка существовалавсегда и, пожалуй, пережила все остальные виды писем.
Письма шутливые. «Они пишутся только к самым коротким приятелям. Шутки должны быть тонкие и приятные... Есть много нерассудительных, которые согласны потерять приятеля, нежели замысловатое словцо: таким подражать не должно... Заметим еще, что шутки употребляются в письмах только для умножения их живости и приятности».
Несомненным мастером такого письменного «жанра» был М.Ю. Лермонтов. 17 июня 1840 года он пишет приятелю А.А. Лопухину:
Завтра я еду в действующий отряд на левый фланг, в Чечню брать пророка Шамиля, которого, надеюсь, не возьму, а если возьму, то постараюсь прислать тебе по пересылке.
А вот пример довольно тонкого юмора в письме С.Н. Карамзиной, написанного 10 мая 1841 года из Ставрополя, где поэт пишет о планах штурмовать Черкей и иронично замечает:
Так как вы обладаете глубокими познаниями в географии, то я не предлагаю вам посмотреть на карту, чтобы узнать, где это; но, чтобы помочь вашей памяти, скажу, что это находится между Каспийским и Черным морем, немного к югу от Москвы и немного к северу от Египта...
Было бы неправильно ограничиться такой небольшой классификацией, сохранилось немало писем дружеского характера, где автор раскрывал самые сокровенные, иногда интимные тайники души. Сохранилось немало достойных примеров истинной дружбы, в которой стороны не скупились на искренность.
21 ноября 1836 года Д.В. Давыдов писал другу П.А. Вяземскому:
Итак, я оставил степи мои надолго...Однако я не могу не обратить и мысли, и взгляды мои туда, где провел я столько дней счастливых и где осталась вся моя поэзия.
Речь идет о Пензе, где знаменитый герой Отечественной войны 1812 года безнадежно влюбился.
Для М.Ю. Лермонтова адресатами дружеской переписки были М.А. Лопухина, С.А. Раевский, А.М. Верещагина, А.А. Лопухин. Эти письма – образцы эпистолярной прозы, искрящейся умом, юмором, иронией, психологической и поэтической наблюдательностью. Создавались они порой не в один присест. В одном из писем к М.А. Лопухиной (от 2 сентября 1832 года) поэт признавался:
Знаете ли, любезный друг, как я стану писать к вам? Понемногу. Иной раз письмо продлится несколько дней: придет ли мне в голову какая мысль, я запишу ее; займет ли мой ум что примечательное, тотчас поделюсь c вами.
В письмах к друзьям появились и первые редакции стихов «Для чего я не родился», «Парус», «Он был рожден для счастья, для надежд», «Молитва», «Ребенка милого рожденье», «Челнок».
В XIX веке традиционная бумажная переписка была возможностью разговаривать на расстоянии. Это сохранило для нас не только образцы изящной словесности в эпистолярном жанре, но и бесценные биографические сведения.Остается только догадываться, что сохранит эпоха мессенджеров, смайликов, упрощенных формул приветствия и отсутствия времени тщательно продумывать написанное...
Узнать о традициях письма в XIX веке, попробовать самому написать письмо гусиным пером музей-заповедник «Тарханы» предлагает на интерактивном занятии «Касаясь бумаги сердцем…».