7 октября православные чтят святую Феклу Иконийскую. А в народном календаре ее величают Феклой Запрядальницей. В этот день на Руси женщины садились прясть – это сулило удачу в домашних делах. Оттого ее и называли Запрядальницей.Русские люди верили, что на Феклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы.
Девочек приучали к такой работе с раннего детства. Во всем, что сопровождало процесс прядения, люди видели магический смысл: слова «кудель», кудь – «чары» и кудесник, кудесница – от одного корня. Кудель – это сам материал, из которого будет выделываться нить. На Руси с древности использовали для этого лен и шерсть. Но существовала традиция изготовления тканей из крапивы и конопли, которые при определенной обработке приобретали прядильные свойства. В Тарханах зачастую использовали именно конопляные волокна. Они были двух видов: посконь, которая шла на холсты, скатерти, бельевую ткань, полотенца, а пенька для более грубых тканей – мешковины, веревок, пакли. Сохранилась у тарханских старожилов и частушка об этом материале:
Где пенька мочилася,
Не найти того парнишку,
С кем гулять училася.
Пряли и ткали женщины только в свободное от домашней и полевой работы время – поздней осенью и зимой. За это время нужно было напрясть и наткать ткани столько, чтобы обшить всю семью. Ручное прядение требовало много усердия: за день искусная пряха напрядала до 300 аршин (около 213 метров) нити, что позволяло соткать кусок полотна размером с носовой платок.
Главные орудия пряхи – прялки и веретена.
Слово «веретено» является однокоренным древнерусскому «веремя» и означает «то, что вертится». Веретена делали из сухого дерева (от 20 до 80 см длиной) с заостренными концами. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца – пряслице.
Прялка состояла из подставки – «донца», и стояка в форме лопатки или гребня, на котором закреплялся кудель. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой аккуратно вытягивала из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами, формировала так называемую «ровницу», прикрепляя ее к веретену. Держа в правой руке веретено, пряха задавала ему вращение «к себе» и отпускала его. Тонкопряхи ценились больше красавиц. А прозвища «непряха», «неткаха» считались обидными. Мастериц приглядывали на посиделках молодые люди. К замужеству девушка должна была напрясть столько нитей, чтобы сотканного из них полотна хватило на пошив приданого.
Замужняя женщина переходила на другую ступень ремесла, и ее главным занятием становилось ткачество.Получив достаточное количество ниток прядением, их ткали на ручном ткацком станке. Мастерицы, владевшие множеством приемов и видов ткачества и умевшие выделать узорную ткань, ценились и часто освобождались от повседневных обязанностей.
Хотите своими глазами увидеть посконную рубаху? А старинную прялку и веретено? Или желаете поупражняться в искусстве ткачества? А хотите украсить свой интерьер настоящей домотканой салфеткой? Приезжайте к нам в Тарханы!