Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес и поляны были первой аптекой, в которую наши предки обращались за помощью. Поэтому одним из самых важных праздников у крестьян считался день Аграфены Купальницы, который приходился на 6 июля. Девушки и женщины в этот день отправлялись в луга собирать травы, цветы и коренья, которые на протяжении целого года использовали для изготовления целительных отваров и мазей. А еще верили, что эти травы являются оберегом от нечистой силы.
Именно в этот день начинали вязать банные веники. Веники из липы помогали от ломоты в костях, кленовый или дубовый – отлично обеззараживали организм. Веник, собранный из березы, помогал в исцелении кашля, суставов, различных гнойников и сыпи. Для усиления лечебного действия в такие веники добавляли ветки черемухи, ивы, ольхи, калины, липы, рябины, смородины, лечебные травы. Веничек, собранный в этот день с семи берез, сулил молодоженам счастливую семейную жизнь.
Занимались сбором трав и вязанием веников с песнями, чтобы усилить целебную силу растений. Каждая женщина набирала как можно больше трав и цветов и связывала их в огромный букет в виде снопа. В нем обязательно присутствовали зверобой, купальник, золототысячник, иван-да-марья, медуница, разрыв-трава, междуперсник, мокрец, чистотел, повилика, богородицкие слезинки. Народ верил в особую целебную силу этих растений и их способность защищать от дурного глаза и заговоров.
Широкое использование лекарственных трав в лечении разных заболеваний в России началось в середине XVII века, когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В конце XVIII – начале XIX веков в каждой дворянской усадьбе был свой аптекарский огород. Был он и в Тарханах. Сведения о том, какие полезные растения лучше выращивать и какой за ними нужен уход, хозяева усадьбы могли черпать из книг и периодических изданий, бывших «энциклопедией русской жизни».
В фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы» книги на эту тему представлены достаточно широко: это и «Взгляд на гомеопатическое лечение», и «Домашний лечебник или простой способ лечения», и «Советы доброй помещицы». Так, в книге «Врачебное веществословие или описание целительных растений» (издание 1733 года) повествуется «о силе действия и пользе прозябающих целительных растений вообще». Также в ней рассказывается о «собрании, хранении, приготовлении и выборе целительных растений и врачебной мере» и подтверждается то, что более двух веков назад использовались в медицине ныне знакомые нам растения – полынь, щавель, кислица, череда, репешок, львиная лапка или манжетка, алоэ.
В книге «Истинный способ быть здоровым, долговечным и богатым», изданной в Москве в 1809 году, даны полезные советы по выращиванию растений: «анис довольствуется землею глинисто-песчаною, посредственного плодородия, только бы она была хорошо возделана и от сорных трав сколько можно очищена». Есть рекомендации, как «составлять» землю для цветников и цветочных горшков: «для цветников потребна тучная, черная, мягкая земля, которая не прилипала бы к рукам, когда ее в оной сожмешь». Или еще совет об истреблении садовых муравьев: «взять кислого пивного уксуса, распустить в нем купоросу и лить в муравьиные кучи».
Сегодня эти советы используются в практике музея-заповедника «Тарханы», а небольшой аптекарский огород устроен на правом заливном берегу речки Марарайки, на месте прежнего, под теплицей. В настоящее время здесь выращивают ревень, руту, анис, сельдерей, алтей, шалфей, иссоп, лаванду, эстрагон, чабер, девясил, шпинат, базилик, валериану, кориандр, любисток.