В мае в музее-заповеднике «Тарханы» побывали гости из Санкт-Петербурга. Книжный иллюстратор Оксана Хейлик и автор книг, составитель исторических альманахов на военно-морскую тему Павел Рупасов – одни из идейных вдохновителей «Лермонтовского кабинета», созданного в Петербурге, в Старой Коломне, сообществом единомышленников и друзей, в доме № 8 по Лермонтовскому проспекту. Этот дом тесно связан с жизнью и творчеством поэта в Петербурге. в XIX веке домом и усадьбой владел двоюродный дед поэта Н.В. Арсеньев.
На одноименной странице в социальной сети ВКонтакте, которую сами организаторы называют «виртуальным пространством для общения творческих людей, объединенных именем Михаила Лермонтова», регулярно публикуются статьи и заметки о Лермонтовском Петербурге, о жизни Лермонтова в Москве и на Кавказе. на днях мы получили проникновенный, полный восхищения отзыв о той поездке. Своими впечатлениями поделился Павел Рупасов, графика – Оксаны Хейлик.
ПОЕЗДКА в ТАРХАНЫ. Май 2022 года
Автор текста П.Рупасов. Графика О.Хейлик
У человека короткий век. Это выясняется каждым самостоятельно и чему посвятить времена своей обетованной жизни каждый так же выясняет в одиночку. Нам повезло, нас двое, поэтому мы с женой едем к Лермонтову, в музей – усадьбу Тарханы.
В Пензенской области убеждены, - каждый в России знает, что душа Лермонтова живет в Тарханах. Мы не стали никого переубеждать, и сами удостоверились, что так оно и есть.
В поезде это началось. Нашими соседями оказались внутренне культурные люди ехавшие домой в Пензу и в Саратов. Это подарок когда тебя в дороге окружают люди, с которыми ты говоришь на одном языке, они вдруг говорят и слышат интонационно то, что поддерживает вокруг вас мир и в нюансах вы с ними не расходитесь и улыбаетесь на одни общие темы. и ощущения и раны от СВО у вас болят.
Из чудес еще можно отметить как в нашем плацкартном вагоне ехали четыре собаки и кот, вели себя вполне самостоятельно, в бескультурных драках не участвовали.
Скоро за окном началась российское черноземье. Это когда вспаханная земля черна как печная сажа и, позже выяснилось, земля не содержит при растирании между пальцев ни одной песчинки, будто это лепная тонкодисперсная глина черного цвета. Впечатление благородной страны и благодатного края, когда такая плодородна земля. Для маленького Михаила Лермонтова вид такого благоденствия был с детства привычен и всегда такая черная земля ему, наверное, напоминала о родине. Никакие дорожные неудобства – разбалансированные вагонные колеса с эффектом «авиационной вибрации», дождь за окном автобуса от Пензы до Тархан, ветер и холод не могли обесценить ощущение того, что мы на родине великого поэта, проведшего здесь, в имении бабушки все свое становление до четырнадцати лет, то есть до 1828 года.
Девяносто девять километров от Пензы – полтора часа на рейсовом автобусе, приличная гостиница «без звезд». Чашка чая и мы уже в имении - идем по территории, гуляем по кирпичным дорожкам, между озерами, стоим на мостиках, сидим в тайной беседке идём в липовой и темной аллее.
Эта маленькая страна благоухала всеми видами трав и молодых зацветающих плодовых деревьев. Дождь не отвлекал, холод и промокшие дождевики не были помехой. Тарханы попали к нам в сердце сразу и навсегда…
О том как воздух напоен травами и нужно писать здесь всю неделю. Хотя еще ничто вокруг нас толком не цветет, кроме черемухи, а ты, житель каменного Петербурга весь превратился в обоняние и бесконечно втягиваешь носом запахи полей , как охотничья собака, слева, справа, слева, справа. Так благоухают поля, так благоухают Крымские степи весной, больше не с чем сравнить. Небесный зефир и конфитюр.
Помещичья усадьба воспетая тема. Усадьбы берегут, восстанавливают и охраняют по всей России, но здесь, в Тарханах это произошло, может быть впервые, - музей разросся до усадьбы с 9, потом до 50 -ти гектар, а затем и до двухсот, а сегодня их уже 210 – это, пожалуй, половина владений Арсеньевой – бабушки поэта, средней руки помещицы, имевшей 400 душ крестьян мужеского пола. и устроено здесь сегодня все так славно и уютно, что ты подпадаешь под обаяние этих мест и знаешь наверняка, что вернешься уже сюда обязательно.
Каскады ступенек и лесенок кирпичные дорожки и каждая обязательно ведет в райские кущи. Барский дом о десяти комнат с мезонином, рядом домовая церковь Марии Египетской, террасы зеленых насаждений, качаются Лермонтовские вётлы, озера с такой близкой весенней водой – березы полощут в ней свои косы с молоденькими листочками.
Во всех произведениях ландшафтного дизайна чувствуется гармоническая культура русских мест. Она так же хорошо читается глазом как культура европейского или японского сада. Такое происходит влияние на твое видение, что ты бессознательно хранишь эти образы становясь все более славянофилом.
Оксана поет песнь гению этого места: – за всю свою жизнь я не слышала столько запахов природных. Она здесь гуляет как Элли в Стране Чудес. Чем все это достигается сотрудниками и служителями музея? Любовью? Дисциплиной?
Солнце встает в четыре утра и сразу бьёт во всю свою природную силу, десять тысяч люкс падает на каждым сантиметр земли. Полное отсутствие шумов большого города. Полное забвение твоей суетной городской жизни, казалось она уже больше никогда с тобой не случится. – ты будешь теперь в вечной пасторали, существовать в столь нежно созданных для поэта буколиках и пастушьих песнях…
Память русского духа хранится здесь в нематериальных свидетельствах вокруг тебя, в самом воздухе. и чудо, – ты оказываешься к этому готов. Что-то в тебе ждало и было все эти годы чтобы вот так услышать внутри себя ответное да и Ваша встреча, вот, произошла.