В оргкомитете конкурса поступило 710 заявок претендентов, но работ было прислано много меньше - 410.
Географический диапазон участников чрезвычайно широк: от Петрозаводска до Новосибирска. Особенно активны (и это чрезвычайно радует) были учителя сельских школ Воронежской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и других областей, что свидетельствует о трепетном отношении, глубоком интересе к лермонтовскому литературному наследию в российской глубинке.
Из произведений школьной программы по литературе, к которым обращались педагоги, лидируют стихотворения «Парус» и «Бородино». Предложена масса вариантов уроков по этим лирическим произведениям. Большая часть из них оригинальна: каждый из учителей по-своему предлагает мотивировать школьников к восприятию и изучению стихотворения; выбирает из методического инструментария эффективные приемы анализа произведения; в соответствии с целями урока, своими возможностями и вкусом выстраивает аудио- и видеоряд. При этом личность поэта не остается без внимания.
Значительное внимание учителя уделили и моделированию уроков по изучению таких стихов Лермонтова, как «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел», «Листок», «Пророк», «Желанье», «Пленный рыцарь», «Выхожу один я на дорогу…» и др. Из лиро-эпических произведений особым вниманием конкурсантов пользовалась поэма «Мцыри».
Роман «Герой нашего времени» также оказался в центре внимания словесников. В представленных разработках уроков отчетливо прослеживается то, как осуществляется работа с текстом романа. Чаще всего это «погружение» в текст, это работа с художественной деталью и психологическими приемами Лермонтова-художника. Такой подход требует и особой формы урока. И учителя находят такую форму – урок-мастерская (пример тому урок-мастерская «У писателя есть много способов выражения внутреннего мира героя, например…» А.П. Арловой из г. Климовска) или урок-проект (уроки-проекты «…тень Печорина по следам догоняет меня…» Г.Л. Голубевой и «О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли…» И.В. Топчиевой, Воронежская обл.).
Следует отметить, что более яркими получались заключительные уроки по изучению отдельных «лермонтовских» тем (например, урок-«вертушка», разработанный Л.А. Смирновой из Московской обл.). На таких занятиях учителя решались на методические эксперименты, смело вводили в урок современные образовательные технологии (технологию развития критического мышления, проектную технологию, технологию мультимедиа…).
Особенно ярко продемонстрировали словесники интерес к средствам мультимедиа в обучении литературе. Они умело включали в урок презентации, работу с гиперссылками, онлайновыми библиотеками и т.п. Такой подход стимулировал школьников на рефлексивное восприятие материала, формировал умение сравнивать и выбирать информационный материал, выводил их на уровень реализации межпредметных связей и надпредметных умений. Все это, вне сомнения, свидетельствует к готовности и способности подавляющего большинства учителей к работе в условиях современного информационного общества.
Внеклассные мероприятия, представленные на конкурс, поражают разнообразием видов: литературный вечер, заочная экскурсия, КВН по произведениям Лермонтова, литературная гостиная, аукцион знаний, интеллектуальная игра, литературно-музыкальная композиция и др.
При создании внеклассных мероприятий словесники исходили из того, что литература взаимодействует с дисциплинами художественного цикла, формируя вместе с ними эстетическое отношение к окружающему миру. Поэтому многообразные по жанру внеклассные мероприятия были насыщены межпредметными связями. Кроме того, многие конкурсанты использовали культурологические возможности своего города, то есть его «связи» с великим поэтом. Так, тамбовские педагоги Т.В. Рыжова и Евсеева Г.П. предложили сценарий литературной гостиной, в центре которой инсценировка поэмы «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова. Учителя из Московской области делали ставку на столичный дом-музей Лермонтова.
Интересным показался тот факт, что словесники из российской глубинки предлагают сценарии внеклассных мероприятий, посвященные Кавказу. При этом Кавказ представляется в разных аспектах: и как место ссылки Лермонтова, и как колыбель его творчества, и как самая трагическая страница в жизни поэта. Следует отметить, что именно «кавказские» разработки оказались самыми яркими и оригинальными в номинации (например, заочная экскурсия «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!», предложенная Пешехоновой Н.М. из Воронежской обл. ).
Внеклассная работа многими конкурсантами также строилась с использованием современных образовательных технологий. Особое внимание уделялось проектной деятельности. Как правило, в таком случае учителя обращались к элементам театральной педагогики: ученики выступали в качестве режиссеров спектаклей по лермонтовским произведениям, актеров, костюмеров. В отдельных случаях учителя выполняли исследовательские проекты совместно со своими учениками (пример тому – проект «И вижу я тебя ребенком…», выполненный Т.И. Телятниковой и ее учениками, Пензенская обл.)
Вызвать у школьников зрительные образы героев произведений классика, чувство сопереживания его персонажам, судьбе самого мятежного поэта помогало учителям обращение к иллюстрациям известных художников и самого поэта, видеофрагментам из спектаклей и фильмов, поставленным по произведениям Лермонтова.
Нельзя обойти вниманием и попытки филологов выйти на художественные коммуникации в литературном процессе, исследовать литературные диалоги Лермонтова и поэтов последующих поколений (пример тому урок «Судьба поколения в лирике М. Лермонтова и Г. Тукая» С.Р. Асановой, Саратовская обл.; разработка классного часа «М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве А.А. Ахматовой» С.А. Шапиро, г. Петрозаводск).
По единодушному мнению членов экспертной комиссии конкурс, представил довольно объективную картину изучения русской классической литературы в современной школе. Он наглядно продемонстрировал: русская классика является духовной опорой, источником высокой нравственности вне зависимости от времени. Как отметила одна из его участниц — «Лермонтов – это душа России. Лермонтов – это любовь России навеки".
Безусловно, одним из главных итогов конкурса станет сборник, составленный из лучших работ педагогов-словесников, издание которого запланировано музеем на март следующего, юбилейного года, что полностью соответствует намеченным целям, а именно: распространению передового педагогического опыта и пополнения банка инновационных методических разработок по изучению творчества Лермонтова в школе; содействию повышению профессионального мастерства преподавателей, их информационно-технологической культуры; активизации взаимодействия музея и школы.
Члены экспертной комиссии отнеслись с должным вниманием и уважением к каждой присланной работе. В итоге было отобрано 45, полностью или частично соответствующих критериям, заявленных в Положении конкурса: дидактическая и образовательная ценность, методическая грамотность, оригинальность педагогического замысла и решения, возможность практической реализации педагогической идеи в школьной практике. В соответствии с ними члены экспертной комиссии в составе:
1. Пранцовой Галины Васильевны, профессора Пензенского государственного университета, кандидата педагогических наук, Почетного работника профессионального образования РФ,
2. Галицких Елены Олеговны, профессора Вятского государственного университета, доктора педагогических наук, заведущего кафедрой русской и зарубежной литературы,
3. Пугачева Олега Сергеевича, профессора, заместителя директора по научно-исследовательской работе м/з «Тарханы», доктора философских наук,
4. Потаповой Надежды Константиновны, заместителя директора по экскурсионно-массовой работе и туризму м/з «Тарханы», Заслуженного работника культуры,
5. Родиной Елены Борисовны, научного сотрудника м/з «Тарханы»
вынесли следующее решение:
Звание ЛАУРЕАТА КОНКУРСА с вручением ДИПЛОМА I степени и денежной премии в размере 20.000 рублей получают
в номинации «Конспект урока»:
Арлова А. П., МКОУ «Лицей г. Климовска»;
в номинации «Внеклассное мероприятие/классный час»:
Пешехонова Н.М., МКОУ «Троицкая СОШ» Лискинского района, Воронежской области;
в номинации «Подборка диктантов с грамматическим заданием…»:
Гопфауф И.А., МОУ СОШ № 6 г. Южноуральск, Челябинская обл.;
Звание ЛАУРЕАТА КОНКУРСА с вручением ДИПЛОМА II степени и денежной премии в размере 13.000 рублей получают
в номинациии «Конспект урока»:
Смирнова Л.А., МОУ «Гимназия № 5» г. Юбилейный Московская обл.;
Иванова Г.В. с. Среднее Аверкино, Самарская обл.;
в номинации «Внеклассное мероприятие/классный час»:
Курова Т.П. МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай Саратовская обл.;
Телятникова Т.И., Пензенская обл.;
в номинации «Подборка диктантов с грамматическим заданием…»:
Федорченко Л.В., НОУ лицей «Интеллект» г. Балашиха Московская обл.;
Звание ЛАУРЕАТА КОНКУРСА с вручением ДИПЛОМА III степени, денежной премии в размере 7.000 рублей получают
в номинациии «Конспект урока»:
Ивченко В.А., МКОУ «Калачевская СОШ № 1», Воронежская обл.;
Нефедова Л.С., МБОУ СОШ № 177, г. Самара;
в номинации «Внеклассное мероприятие/классный час»:
Ветрова Е.П., МБОУ Сосновская общеобразовательная школа № 1
в номинации «Подборка диктантов с грамматическим заданием…»:
Пидерова А.И., ГБОУ СОШ с. Среднее Аверкино, Самарская обл.;
Звание ДИПЛОМАНТА КОНКУРСА с вручением памятного подарка получают:
Бакаева С.Ш., МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай Саратовской обл.;
Фролова Р.М., МКОУ Алешковская СОШ Терновского района Воронежской обл.;
Коростелева Т.А., МБОУ СОШ «Сосновская СОШ № 2» Тамбовской обл.;
Ерохина Т.В., Евсеева Т.П., МБОУ СОШ № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Тамбов
Литвишко Л. В., Филиал МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый Самойловского района, Саратовская обл.;
Бакшева С.Н., Мещеринская средняя школа № 1, Московская обл.;
Лукина Л.Г., Бетина Н.А., г. Жердевка, Тамбовская обл.;
Топчиева И.В., МКОУ Митрофановская СОШ, Воронежская обл.;
Назирова О.В., МБОУ Уваровщинская СОШ, Тамбовская обл.;
Фролова Р.М., Терновский район, Воронежская обл.;
Евсеева О.М., МОУСОШ с. Апалиха, Саратовская обл.;
Шапиро С.М., г. Петрозаводск, Карелия;
Арсланова Т.М., Солонцова О.В., МБОУ СШОУ № 35, Тамбовская обл.;
Дашевская С.В., с. Большая Глушица, Самарская обл.;
Печникова А.А., МКОУ Зайковская СОШ, Свердловская обл.;
Козлова С.Н., МБОУ СОШ «Дневной пансион 84», г. Самара;
Волкова О.В., МКОУ «Бодеевская СОШ»,
Жегалина Н.С., МБОУ «Кудехинская СОШ», Чувашия;
Гнеушева В.П., Старочигольская СОШ, Воронежская обл.,
Папикян И.Х., Новикова Н.Н., Пенькова Е.Ф., Гусева О.М., Кудряшова Е.А. - авторский коллектив ГБОУ «Училище олимпийского резерва по футболу»;
Кудикова В.П., с. Ивано-Лебедь, Тамбовская обл.;
Шаталова А.В., Филиппова С.В., «Педагогический колледж», г. Тамбов;
Гоцева В.Ю., с. Кадино, Федоровский р-он, Саратовская обл.;
Звание ДИПЛОМАНТА КОНКУРСА получают:
Олемская О.В., МКОУ «Колыбельская СОШ», Воронежская обл.;
Родикова Е.В., «Губернский лицей-интернат», г. Пенза;
Конахина О.А., МКОУ СОШ с. Комаровка, Саратовская обл.;
Берялева Е.Ю., Киселева О.В., Пичугина В.А., МБОУ СОШ №118, г. Самара;
Фомина Л.В., с. Верхний Карачан, Воронежская обл.;
Синева С.Н., МБОУ СОШ №101;
Ведерникова Е.В., г. Новосибирск;
Голубцова С.В., Васильева И.М., МКОУ СОШ №1, г. Лиски;
Ратничкина М.Н., МБОУ «Кочетовская СОШ», Тамбовская обл.;
Асанова С.Р., Саратовская обл.;
От имени членов экспертной комиссии и коллектива сотрудников м/з «Тарханы» благодарю всех педагогов, принявших участие в конкурсе!
Сердечно поздравляем вас с наступающим Новым годом! Желаем доброго здоровья, благополучия, творческих свершений, вдохновения, удовлетворения от работы и радости общения со своими учениками!
Председатель экспертной комиссии Пранцова Галина Васильевна
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. В соответствии с законодательством с денежных премий будет удержан налог в размере 13%;
2. В срок до 24 декабря необходимо сообщить на имя Родиной Е.Б. следующие сведения:
лауреатам — реквизиты банка на который будут перечислены дипломы и денежные премии (наименование банка, расчетный счет банка, КПП, ИНН, БИК, ИФО, юридический счет, ИФО, № личного счета или карты) а также — ФИО, № паспорта, когда и кем выдан, прописку, ИНН, СНИЛС, индекс и домашний адрес.
дипломантам — ФИО, индекс и почтовый адрес, на который будут отправлены дипломы и памятные подарки,
участникам — ФИО, индекс и почтовый адрес, на который будут отправлены сертификаты участия в конкурсе. Для тех, кого устроит отсканированная версия – электронные адрес.
3. В срок до 15 января просим лауреатов и дипломантов конкурса проверить свои работы, внести исправления и дополнения и в электронном виде отправить на один из адресов: mustarhany@mail.ru, elerodina@mail.ru для комплектования в сборник. Решение редакционного совета о публикации будет сообщено авторам и размещено на сайте музея до 15 февраля.
Все вопросы адресовать Родиной Елене Борисовне по указанным адресам или телефонам: раб. 8 (84153) 3-56-03, моб. 8 960 328 98 48