
30 июля 1939 года в бывшей усадьбе бабушки М.Ю. Лермонтова был торжественно открыт музей поэта. Шли годы, менялись экспозиции музея, фондовая коллекция пополнялась новыми экспонатами, менялся статус музея – с дома-музея в 1939 году до Государственного музея-заповедника в 1969-м. До 100 га расширилась территория музея, а это значит, что возрос объем работ, потребовавший от сотрудников музея не просто больше работать, а искать новые подходы к традиционному музейному делу, искать новые формы реализации идей.
Чтобы все это осуществить, нужен был новый лидер, любящий музейную работу и видящий цель. Таким лидером стала Тамара Михайловна Мельникова, пришедшая на работу в музей в апреле 1968 года, а с 1977 года ставшая его бессменным директором и ответственной за все, что происходит в музее. Помогало и помогает ей руководить то, что все виды работ, существующих в музее, она знает досконально.
Начала она работать в музее в должности научного сотрудника.
Потому так глубоко знает биографию М.Ю. Лермонтова, на высочайшем профессиональном и эмоциональном уровне водит экскурсии и рассказывает о поэте, выступая на семинарах, конференциях, на радио и ТВ. Тамара Михайловна воспринимает М.Ю. Лермонтова как своего родного, близкого человека, всегда готова дать достойный, аргументированный и доказательный ответ его недоброжелателям, которых в последнее время появилось предостаточно.
В 1973 году Т.М. Мельникова стала главным хранителем. И началась работа по комплектованию фондов. Тогда это было главным направлением в работе музея, т.к. готовили к открытию новую экспозицию. Почти треть существующей коллекции отобрана в хранилищах ее руками и привезена в «Тарханы». Благодаря ее умению разговаривать с людьми, убеждать, что лучший способ сохранить уникальную вещь – передать ее в музей, показать ее людям, ей удалось привезти в «Тарханы» портрет М.М. Сперанского, первоначально находившийся в доме Е.А. Арсеньевой, портрет сослуживца М.Ю. Лермонтова А.Г Реми работы А.И. Клюндера, мемории из дома М.Г. Хомутова... Через ее руки прошли сотни самых разнообразных предметов, в том числе и печатка, принадлежавшая поэту.
И, уже являясь директором музея, Тамара Михайловна не упускает из виду работу по комплектованию фондовой коллекции. Через нее в музей попали часть рукояти кинжала М.Ю. Лермонтова, альбом его матери Марии Михайловны, гравюра с портрета Шамиля, которого «ехал брать» М.Ю. Лермонтов, и многие другие предметы, без которых уже невозможно представить нынешние экспозиции «Тархан».
Чтобы все это осуществить, нужен был новый лидер, любящий музейную работу и видящий цель. Таким лидером стала Тамара Михайловна Мельникова, пришедшая на работу в музей в апреле 1968 года, а с 1977 года ставшая его бессменным директором и ответственной за все, что происходит в музее. Помогало и помогает ей руководить то, что все виды работ, существующих в музее, она знает досконально.
Начала она работать в музее в должности научного сотрудника.
Потому так глубоко знает биографию М.Ю. Лермонтова, на высочайшем профессиональном и эмоциональном уровне водит экскурсии и рассказывает о поэте, выступая на семинарах, конференциях, на радио и ТВ. Тамара Михайловна воспринимает М.Ю. Лермонтова как своего родного, близкого человека, всегда готова дать достойный, аргументированный и доказательный ответ его недоброжелателям, которых в последнее время появилось предостаточно.
В 1973 году Т.М. Мельникова стала главным хранителем. И началась работа по комплектованию фондов. Тогда это было главным направлением в работе музея, т.к. готовили к открытию новую экспозицию. Почти треть существующей коллекции отобрана в хранилищах ее руками и привезена в «Тарханы». Благодаря ее умению разговаривать с людьми, убеждать, что лучший способ сохранить уникальную вещь – передать ее в музей, показать ее людям, ей удалось привезти в «Тарханы» портрет М.М. Сперанского, первоначально находившийся в доме Е.А. Арсеньевой, портрет сослуживца М.Ю. Лермонтова А.Г Реми работы А.И. Клюндера, мемории из дома М.Г. Хомутова... Через ее руки прошли сотни самых разнообразных предметов, в том числе и печатка, принадлежавшая поэту.
И, уже являясь директором музея, Тамара Михайловна не упускает из виду работу по комплектованию фондовой коллекции. Через нее в музей попали часть рукояти кинжала М.Ю. Лермонтова, альбом его матери Марии Михайловны, гравюра с портрета Шамиля, которого «ехал брать» М.Ю. Лермонтов, и многие другие предметы, без которых уже невозможно представить нынешние экспозиции «Тархан».