Начало: 21 марта 2022
Окончание: 30 сентября 2022
В Доме поэзии Андрея Дементьева в Твери в рамках празднования Всемирного дня поэзии открылась выставка Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы «Лермонтов-художник».
Экспозиция рассказывает о еще одной грани таланта М.Ю. Лермонтова: он был не только гениальным поэтом, хорошим музыкантом, математиком, шахматистом, но и талантливым художником.
По словам троюродного брата поэта А. Шан-Гирея, Лермонтов «был счастливо одарен способностями к искусствам» и уже в детстве «рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины».
Первые уроки рисования М.Ю. Лермонтов получил в Тарханах, в имении бабушки. В Московском пансионе он занимался рисованием с художником А. Солоницким, в Петербурге брал уроки у П. Заболоцкого.
Всю жизнь поэт стремился совершенствовать свое мастерство художника. Он создал живописные полотна, акварели, рисунки, есть автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».
Среди акварельных работ Лермонтова выделяется автопортрет, где он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка. Овальная форма портрета, манера накладывать кистью небольшие мазки, техника исполнения – все характерно для традиции русского акварельного портрета 1830-х годов. Это одно из лучших изображений поэта: недаром он подарил его Вареньке Лопухиной, глубокое чувство к которой пронес через всю жизнь.
Привлекает внимание работа, на которой показан мужчина в средневековом испанском костюме, с эспаньолкой, широким кружевным воротником и орденом Золотого руна на шее. Лопухины, друзья поэта, находили в изображенном сходство с автором. Это портрет герцога Лерма, воображаемого предка рода Лермонтовых.
Талант Лермонтова-живописца в полной мере раскрылся во время первой ссылки поэта и после нее. Почти все лучшие произведения Лермонтова-художника связаны с Кавказом. По свидетельству самого поэта, он привез из ссылки «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». Эти рисунки послужили материалом для живописных работ, большая часть которых была выполнена в Гродненском полку. Ценность рисунков и живописных полотен заключается не только в их «документальности». Это еще и подлинно исторические пейзажи: в них отразились и история Грузии, и культура страны, и редкой красоты природа, и самобытность народов.
К большинству живописных и графических работ можно подобрать строчки из произведений великого поэта. Картины «овеяны духом» гениальности, таят «какую-то, только им присущую, гамму красок», «своеобразный аромат восприятия» поэтом природы, «подлинные куски его зрительных впечатлений».