



























Самая достойнейшая из дворянских забав - охота. Любима и почитаема многими из представителей этого класса была псовая охота на зайцев. И, пожалуй, самые характерные черты русского помещика можно определить словами И. С. Тургенева, сказанными им о Лаврецком в «Записках охотника»: «Хлебосол и псовый охотник». Об этом пристрастии представителей дворянства достаточно упоминаний в мемуарной литературе, свидетельствовали о нем и русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.
Это удовольствие стоило немалых затрат. И зачастую любители охоты тратили огромные деньги на покупку и содержание охотничьих собак. Описал псарню богатого барина Троекурова А. С. Пушкин в повести «Дубровский»: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирилла Петрович гордился своим прекрасным заведением...». Его псарня была настолько хороша, что по словам его псаря, «иному и дворянину не худо было бы променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Ему было б и сытнее, и теплее».
Этот сытый лакей, позволивший себе подобное язвительное замечание, был в чем-то прав: положение обедневших русских помещиков было не всегда завидное, но и среди них встречались «горячие охотники», хотя состояние позволяло им держать, как отцу Дубровского (одноименная повесть А. С. Пушкина), «только двух гончих и одну свору борзых».
Страсть к охоте доходила иной раз до такой степени, что ломала даже устоявшиеся, казалось бы, незыблемые нормы и правила в отношениях между помещиками и крепостными. В.А. Шомпулев в «Рассказах старого помещика» описывает виденный им самим случай невероятной вольности крепостного по отношению к своему барину: «Я помню, как за известным крупным помещиком С. на моих глазах гнался с арапельником его псарь, и помещик насилу от него ускакал... Вечером же старик не только не сделал псарню никакого выговора, напротив, начал перед ним оправдываться за совершенную на охоте ошибку».
Конечно же, такой случай – крайняя редкость и объясняется он исключительно охотничьим азартом, понять природу которого помогает рассказ писателя Н. Кравченко «Псовая охота»: «Что за красота! Какое чудное наследие наших предков, оставивших русскому охотнику такую тонкую и сложную охоту, в которой конь, человек и собака, сливаются воедино и одолевают неутомимого резвого русака!.. Охота начиналась с “наездки” – самого увлекательного ее вида. Поле брали сначала без гончих и, проходя его верхом вместе с нетерпеливыми борзыми, поднимали залегающих по межам в ямах, овражках и колдобинах зайцев. И только потом травили их “на чистоту”, – т. е. еще свежих, незамученных преследованием гончьей стаи... А несчастные животные поминутно выскакивали то здесь, то там, все время заставляя охотников быть настороже, чтобы не прозевать, успеть “показать” зверя собакам и вовремя спустить свору».
«Охоту за зайцами с борзыми» раз пришлось видеть и Лермонтову ребенком, он ее даже «вылепил очень удачно» восками, о чем свидетельствовал его троюродный брат. Вероятно, охоту дети видели в Апалихе, в имении «милой тетеньки» Лермонтова, М.А. Шан-Гирей, отстоящей от Тархан в трех верстах.
О том, была ли в имении Елизаветы Алексеевны псарня, упоминаний нет. Да и заниматься собаками и увлекаться охотою в пору детства ее внука, в общем-то, было некому. И все же допустить, что среди дворовых Арсеньевой был псарь или егерь, можно. Скорее всего дичь для барского стола стрелял один из них.
А вот ее родной младший брат, очень любимый ею, Афанасий Алексеевич, был страстным любителем именно псовой охоты. Проживая летом в Саратове, в Москве или Петербурге, он осенью всегда торопился в «свои степи» – имение в Саратовской губернии – «чтобы порыскать в них с собаками». Не желая лишить себя этого удовольствия, он в 1843 г. даже отказался ехать в Париж.
Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина.
Источник: "Тарханский вестник" №22, лл. 92-118
Иллюстрации:
1. Виноградов С.А. «Охота с борзыми», 1907 г.
2. Прянишников И.М. "На тяге", 1881 г.
3. Неизвестный художник, вторая четверть XIX в.
4. Похитонов И. «Охотник зимой», 1890 г.
5. Перов В.Г. «Охотники на привале», 1871 г.
6. Иос де Момпер. «Речной пейзаж с охотой на кабана», ок.1610 г.
7. Френц Р.Ф. (1831—1918). «Охотники (Сборы на охоту)».
8. Френц Р.Ф. (1831—1918). «Егерь с двумя борзыми».
9. Сверчков Н. «Возвращение с охоты».
10. Сверчков Н.Е. «Охота», 1881 г.
11. Боманд Ф. «Охота на волка», конец XIX в.
12. Сверчков Н.Е. «Охотник,застигнутый вьюгой», 1872 г.
13. Сверчков Н.Е. «С охоты», 1860 г.
14. Сверчков Н.Е. «Псарь», 1860-1870-е гг.